АНАЛИТИКА

Есть ли шанс на примирение у Армении и Азербайджана?

Конфронтация между соседними странами ещё никогда не шла на пользу странам, находящимся по разные стороны от общей границы. Политические трения и взаимные упрёки в истории цивилизационных отношений в конечном итоге приводят к проблемам экономического и социального характера. Экономики соседствующих друг с другом стран недополучают тот или иной процент ВВП, возникает приграничная напряжённость, в случае военных действий ситуация сводится к потерям, разрушению инфраструктуры, возникновению потоков беженцев. Всё это, к сожалению, наблюдается во взаимоотношениях Азербайджана и Армении.

После распада Советского Союза две республики Южного Кавказа находятся фактически в состоянии войны, постоянно обвиняя друг друга, как в развязывании, так и в эскалации вооружённого конфликта. И камень преткновения здесь не только Нагорный Карабах, свою роль здесь играет и инспирированные из-за рубежа провокации против народов обеих республик, когда эти республики ещё находились в составе Советского Союза (речь о событиях конца 80-х).

В этой связи стоит задаться вопросом. А могут ли после десятилетий взаимных претензий, многочисленных боевых потерь, фактического разрыва отношений Баку и Ереван поладить друг с другом? Наиболее националистические силы в обеих республиках, отвечая на этот вопрос, скажут, что никакого примирения быть не может, что необходимо бороться, в том числе и с оружием в руках. Радикалам-националистам нет дела до того, что вооружённое противостояние подтачивает экономическую базу, как Азербайджана, так и Армении, наносит удар, который приводит к снижению потенциалов.

Прагматики уверены в том, что соседние Армения и Азербайджан для налаживания отношений и для перелистывания негативной страницы во взаимоотношениях могли бы воспользоваться опытом Европы или России.

В конце 90-х казалось, что война в Чечне перечёркивает любые надежды на то, чтобы республика мирно сосуществовала с другими российскими регионами Северного Кавказа и вообще оставалась в составе России. Но после смены власти в федеральном центре и в Грозном стала выстраиваться конструктивная линия, вектор которой отлично виден сегодня: Чечня – была и остаётся российским регионом, республика активно развивается, выстраиваются новые и новые межрегиональные связи, фактически с нуля отстроился Грозный, ведётся активная политика по декриминализации республики, по борьбе с терроризмом, экстремизмом.

А сколько раз воевали между собой Франция и Германия. Французы в своё время захватывали немецкие земли, в последующих войнах ситуация повторялась уже в пользу Германии, затем снова в пользу Парижа и т.д. В течение столетий враждовавшие государства не вели полноценную экономическую политику, что приводило к разорению общин по обе стороны границы.

Сегодня Франция и Германия в Европе не просто преодолели многочисленные противоречия, не просто пришли к примирению, но и стараются действовать в едином направлении на международной арене. Власти двух стран отмели предрассудки прошлого, вынесли за скобки суждения радикальных историков и националистов, и пришли к пониманию того, что добрососедство куда лучше, да и попросту выгоднее, любой войны.

Самое важное – понимание и народами, и властями того факта, что конфронтация приводит к деградации, а деградация может быть нужна лишь третьей силе.

К пониманию этого факта, хочется надеяться, в будущем придут и в Азербайджане с Арменией. Особенно учитывая, что легче перенять чужой опыт, чем повторять новые и новые собственные ошибки.

Андрей Шергин