АРМЕНИЯПОЛИТИКА

Карабахский конфликт является следствием событий в Сумгаите, Баку, Кировабаде и Мараге

Суть карабахского конфликта состоит в завершении геноцида граждан Азербайджана ССР армянской национальности, и Турецко-Азербайджанская террористическая агрессия 2020 года была настолько    же проникнута арменоцидом, насколько и этническая чистка 1991 года и агрессия 2016 года. 

Тезис об ”установлении мира” ложен и опасен, так как горячая фаза арменоцида лишь переведена в холодную. Последовавшая за этой фазой осада Шуши и Гадрута, завершилась этнической чисткой в Карвачаре и Кашатаге. Именно эта реальность позволяет Алиеву говорить на языке шантажа о возвращении армянских военнопленных и цинично извещать о своей ”готовности” закрыть страницу вражды и ненависти в регионе.                                                                                                                 

Будучи осуществленной в нарушение международных принципов, решения по безопасности непризнанных государств и нарушения территориальной целостности созданной де-факто Республики Арцах, террористическая агрессия 2020 г. создала новую фазу конфликта, когда большая часть армян Арцаха была насильственно депортирована в Республику Армения и сегодня укрывается там.

В настоящее время из-за растущих устремлений Турецко-Азербайджанского тандема существование Республики Арцах и ее этнического армянского населения находится под угрозой.  

Соглашение от 9 ноября 2020 года направлено на пресечение террористической агрессии и ликвидацию ее последствий. Пункт 7-ой Соглашения касается возвращения беженцев и внутренне-перемещенных лиц в ”Нагорно-Карабахскую Республику и в 7 прилегающих районов”, которые собственно и составляют территориальную целостность Республики Арцах. 

Так кто же эти беженцы и внутренне перемещенные лица? Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, посещавшие с 7 по 12 октября 2010 года территории вокруг Нагорного Карабаха для оценки ситуации определили, что общая численность населения составляет там около 14 000 человек, проживающих в небольших деревнях и городах в Лачине и Кельбаджаре, являющихся в основном этническими армянами, переселившимися сюда из Азербайджанской ССР. Так, только в Карвачаре / Кельбаджаре и Кашатаге / Лачине в 2010 году проживало 14000 армянских беженцев из Сумгаита, Баку, Северного Арцаха, Кировабада, Евлаха, Шеки-Ширвана, а также из 7 прилегающих к НКАО районов, которые нашли убежище под эгидой Армии обороны Арцаха. (Мы считаем здесь уместным дополнительно сообщить вам, что в 1988 году около 30 500 армян из 7 районов, прилегающих к Нагорно-Карабахской автономной области бежали в Республику Армения и зарегистрировались там в Комитете по делам беженцев как армянские беженцы из Азербайджанской ССР). Около 2200 армян из Шуши бежали в другие районы Нагорно-Карабахской Республики в 1988 году и вернулись в свои дома после освобождения Шуши от погромщиков в мае 1992 г. В де-факто состоявшейся Республике Арцах проживало около 30 тысяч армянских беженцев, избежавших арменоцида 1987-1992 годов в армянонаселенных территориях Азербайджанской ССР. Часть из них обосновалась в Гадруте и Шуши и обрела повторный статус беженцев после сдачи этих городов. В результате агрессии 2020 г. около 50 тысяч армян Арцаха были вынуждены покинуть свои дома. Это именно те беженцы и вынужденные переселенцы, которые упоминаются в пункте 7 Соглашения от 9 ноября. 

Мы взываем к Верховному комиссару ООН по делам беженцев и трем сопредседателям Минской группы и побуждаем их незамедлительно принять меры для устранения последствий азербайджано-турецкой террористической агрессии 2020 года, — именно это является предметом пункта 7 о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в НКАО и 7 прилегающих районов и пункта 8 о возвращении военнопленных, заложников, других задерживаемых лиц и тел погибших.

Этого требует Соглашение по прекращению агрессии от 9 ноября, а также необходимость пресечения катастрофического вызова миру, когда делается попытка создать прецедент разрешения конфликтов посредством вооруженной агрессии и использования террористов.

Этого требует память о сумгаитской катастрофе, которая до сих пор так и не была осуждена ООН и сопредседателями Минской группы. Индульгенциясобытиям в Сумгаите поощрила приправленную арменоцидом террористическую агрессию 2020 г против Арцаха, против всех проживающих в Арцахе армян, пойманного и обезглавленного в Шуше дедушки Джоника, бежавшего в 1988 г. из Сумгаита, расстрелянного в Гадруте беженца из Баку Беника, видео расправы с которым было распространено для устрашения армян, а его жена Лена была замучена до смерти и обезглавлена.

Мы требуем прекратить холодную фазу Арменоцида, вяло текущую после установления мира 9 ноября, и в соответствии со статьей 7 вернуть население Республики Арцах в их заброшенные дома. 

О реальных основах установления мира в регионе, устранения вражды и ненависти можно будет говорить только после ликвидации последствий террористической агрессии 2020 года, все остальное -ложно и чревато серьезными рисками.

P.S.   В истории сохранилось немало эпизодов депортации коренного населения из армянских земель, Поучителен опыт вытеснения армян из Нахичеванской Автономной Республики Азербайджанской ССР, когда после Геноцида 1915 г. в Турции азербайджанские власти в 1918-1920 гг. препятствовали возвращению армян в покинутые ими дома на территории Нахичевана. Троцкист Радек, которому было поручено разобраться в жалобе в 1926 г. надоумил азербайджанские власти воспользоваться статусом приграничности территории Нахичевана. Из имевшихся в дореволюционный период 44 армянских сел в Нахичеванской провинции, в 1988 году оставалось два села, а сейчас ни одного.

Съезд беженцев из Азербайджанской ССР

27.02.2021