ПОЛИТИКА

Аднан Танрыверди: радикальные исламисты на службе президента Эрдогана

Бывший главный советник президента Турции Аднан Танрыверди заявил, что Р. Эрдоган намерен объединить исламские страны под одной крышей и создать союз исламских стран со своей конституцией, правительством, военной силой, судебной системой, столицей, флагом и языком. То есть советник президента проталкивает вперед крайне реакционные опасные идеи по созданию так называемого Великого Турана — союза тюркоязычных государств под эгидой Турции. 

76-летний бригадный генерал в отставке А. Танрыверди — довольно темная личность. В свое время он и 22 его соратника за свои политические взгляды были исключены из ВС Турции. В 2012 году А. Танрыверди организовал в Турции международную оборонную консалтинговую компанию SADAT, по сути являющуюся частной военной компанией (ЧВК) и личной армией президента Р. Эрдогана. В перечень услуг компании входят: консультирование, обучение персонала, обычная и специальная военная подготовка. Заявленная миссия компании — «установить связь между исламскими странами в области обороны и военной промышленности, чтобы помочь исламскому миру занять заслуженное место среди сверхдержав как самодостаточной военной державы». На деле предоставляемое «меню» имеет широкий спектр: на официальном сайте ЧВК SADAT висят услуги по тренингам, установки засад, рейдов, уничтожению коммуникаций, разрушению, саботажу, операциям по спасению и похищению и многому другому.

По версии турецкой газеты Aydınlık, SADAT использует бывшую военную базу на северо-западе Турции в качестве лагеря для обучения сирийских боевиков, воевавших против официального Дамаска. Есть подозрения, что компания также вербовала и перебрасывала в Нагорный Карабах сотни боевиков для участия в военных действиях на стороне Турции и Азербайджана. Сам А. Танрыверди считает целью создания SADAT консультирование по организации и стратегическому использованию вооруженных сил в мусульманских странах. «Следует поощрять быстрое развертывание сил ислама…Нужно создать парламент исламских стран, который проработает идею создания «Исламского Союза», — делится своей заветной мечтой Танрыверди.

В самой Турции его идеи по-разному принимаются армейской элитой. ЧВК SADAT регулярно обвинялась турецкой оппозицией в подготовке боевиков из числа сирийских беженцев, в связях с террористическими организациями Джебхат ан-Нусра, Аль-Каида и ИГИЛ, а также в том, что её сотрудники активно участвуют в боевых действиях за пределами страны, в частности, в проводимых турецкими силами операциях в Ливии.

 Танрыверди ушел в отставку в 2020 году, после того как заявил, что миссия его организации в том, чтобы «подготовить почву для прихода Махди» (этакий спаситель мира по исламскому приданию, аналог христианского Мессии). Его исламистские взгляды имеют большое значение на Р. Эрдогана и есть веские мотивы считать, что это он снабжает президента радикально-исламистскими идеями о возрождении Османской империи, создании армии Турана и др.

Уже сейчас, на данном этапе ясно, что Турция взяла курс на мусульманский национализм, а также на преодоление экономического кризиса и возрождения до 2023 года — 100-летия основания страны Кемалем Ататюрком. Но пока Анкаре не удается решить проблемы с иностранными инвестиционными проектами в своей стране. В связи с девальвацией турецкой лиры некоторые компании приняли решение продать свои акции и покинуть турецкий рынок. Например, британская страховая компания «Aviva», организации «Citigroup и UniCredit», банк «HSBC», немецкий автогигант Volkswagen. Несмотря на то, что турецкие официальные СМИ утверждают, что иностранные инвестиции в стране якобы растут, оппозиционные экспертные круги выражают уверенность в том, что Р. Эрдоган, используя открытые и тайные финансовые ассигнования ряда мусульманских стран, в том числе Катара и Ливии, пытается компенсировать ситуацию с экономическим кризисом в стране. В то же время Р. Эрдоган, объявляя о расширении космической программы Турции, а также осуществляя шаги по градостроительству, пытается выиграть голоса избирателей на предстоящих парламентских выборах. Для этого он заручился поддержкой радикальных исламистов, таких, как Аднан Танрыверди и создал личную гвардию, обезопасив свой тыл.