ОБЩЕСТВО

Владимир Бредов: «Все мы немного армяне»

Руководитель проекта «Русатом Сервиса» по продлению срока эксплуатации второго блока Армянской АЭС Владимир Бредов за последние четыре года ездил в Армению 180 раз.

Газета «Страна Росатом» узнала, как он завоевал уважение армянских коллег, почему отказался от местной кухни и возит в Москву носы Депардье и Мкртчяна.

От толмы до диеты

Армяне — гостеприимный, хлебосольный народ. Переговоры предпочитают продолжить за обедом, ужином или просто за чашечкой кофе в неформальной обстановке. Первые визиты в Армению, когда приходилось знакомиться со множеством людей, отразились на моем здоровье. Ведь даже просто заходя в кабинеты и общаясь, ты выпиваешь с хозяином кабинета по чашечке крепкого кофе по-армянски. Пять-шесть раз в день — сердце билось как отбойный молоток. А еще традиционная кухня — вочхари хоровац (шашлык из баранины), толма, печенье гата и пахлава. Все очень вкусно и сытно, но, к сожалению, с принципами здорового образа жизни не сочетается, поэтому вскоре толму и пахлаву пришлось заменить на обезжиренный творог.

В Армении толма очень популярна, в ее честь даже проводят ежегодный фестиваль

Арагац и Арарат

Обращаясь к знакомому по имени, армяне часто добавляют «джан», в переводе — «душа». Свидетельствует о добром отношении к собеседнику. Завоевать уважение у армянских коллег было непросто. Искренний интерес коллег вызвало восхождение на южную вершину самой высокой горы в Армении Арагац, которое я совершил с российскими коллегами, — 3879 м. Несмотря на пургу, которая застала нас в пути.

Есть шуточная, но довольно складная теория, что все народы вышли из армянских земель. Принято считать, что Ноев ковчег прибило к Арарату и у подножия этой горы восстановился род людской. Таким образом, все мы немного армяне.

Вне политики

Переговоры похожи на шахматную партию — умение маневрировать определяет успех. Вне зависимости от того, кто твой партнер — армянин или грузин, русский или англичанин. Но гибкость нужно сочетать с умением отстоять свою точку зрения. Мы стараемся создать комфортную рабочую атмосферу, чтобы найти решение, учитывающее интересы обеих сторон. Важно четко сформулировать эти интересы.

В беседе нужно соблюдать осторожность и обходить больные политические темы, которые может затронуть в разговоре собеседник. Принцип «Росатом» вне политики» здесь отлично работает.

Сила духа и жажда жизни

В июле 2018 года на самом большом в Армении озере Севан при поддержке «Росатома» открылся центр инклюзивного яхтинга — для людей с ограниченными возможностями. В центре занимаются парусным спортом, греблей и фридайвингом. Я был на открытии. Больше всего меня поразил тренер, который может научить слепого управлять яхтой. Я даже не представлял, что такое бывает!

Я общался с людьми, которые у него занимались. Например, президент общества «Белая трость» Олег Колпащиков, имеющий ограниченные возможности зрения, рассказал, что ходил в поход в Арктику. Сила духа и энергия таких людей вызывают уважение. Совсем другая закалка: они никогда не сдаются, находят то, чему можно радоваться, и то, ради чего стоит жить.

Сувенирные носы

Обычно я привожу из Армении очень популярные сувениры — подставки для очков в форме носа. Вырезают из дерева, по фото известных людей. Например, Фрунзика Мкртчяна или Жерара Депардье. Кстати, армяне — большие мастера резьбы по дереву. Дудуки, шахматы — все что угодно.

Знающие люди говорят, что носы — подставки для очков в Армении только мужские

Национальный духовой музыкальный инструмент дудук занимает особое место в сердце армян — его звучание очень теплое, бархатное, лиричное и выразительное. Я привез дудук в подарок сыну.