АЗЕРБАЙДЖАН

Права человека в армии по-алиевски

На страницах наших публикаций мы не раз освещали тему межличностных отношений, в том числе армейских неуставных взаимоотношений. И эта тема всегда оставалась и остается актуальной, особенно для вооруженных сил Азербайджана, в связи с вопиющим характером правонарушений, повсеместно распространенных в его рядах и доходящих до крайностей.

Согласно подписанному президентом Ильхамом Алиевым распоряжению, каждый год 18-го июня в Азербайджане будет отмечаться День прав человека. Но вопрос в том, соблюдаются ли эти права на самом деле?

По словам директора Института мира и демократии Азербайджана Лейлы Юнус, количество смертей в азербайджанской армии в небоевых условиях очень велико. В 2013г. из 80 погибших в небоевых условиях солдат срочной службы трое погибли от дедовщины, избиения со стороны офицеров и пыток, причем имелись факты вскрытия и изъятия органов, что вынудило правозащитные организации провести расследования о возможной продаже органов молодых солдат!

Лейла Юнусова

В ответ на вопрос корреспондента о воинственной риторике руководства страны, Л. Юнус заявила: «У армии нет никакой способности действовать, поскольку создана система коррупционного механизма. Огромные деньги затрачиваются на покупку вооружения, но для создания боеспособной армии механизма нет. Почему происходит такое количество смертей? Дело в том, что в Азербайджане все покупается. Младшие офицеры платят старшим, старшие — в министерство обороны, а министерства, в свою очередь, в президентский аппарат. Это налаженная система в армии, в МВД, в министерстве юстиции. А младший офицер берет деньги у бедных солдат. Чтобы получить увольнительную, позвонить домой и т.д. – за все нужно платить. Солдат, которые не имеют способности платить, бьют. Наивно говорить о боеспособности армии, представляющей из себя коррупционную схему, где солдат является фактически рабом, права которого ограничены больше, чем права заключенных».

Для борьбы с порочными явлениями в армии, в СМИ широко освещаются проведение конференций, «круглых столов» и других мероприятий, а также был основан институт омбудсмена — защитника прав человека.

Однако, защитник прав человека не наведывается в войсковые части — видимо этот штат создан формально, для видимости. Сами же военнослужащие толком не знают о существовании подобной должности. В частях постоянно фиксируются случаи грубейших нарушений прав, как гражданских служащих, так и военнослужащих, морально — психологическое состояние которых довольно низкое, что пытаются компенсировать различными культурно — просветительскими мероприятиями, участившимися за последнее время войсковыми учениями, распространением раздутых фактов об инцидентах в ВС Армении и др.

Другие излюбленные приемы азербайджанского руководства (а если быть точным — президента И. Алиева) по отвлечению внимания общества от насущных проблем армии, да и всей страны в целом, являются: публичные выступления на любом мероприятии с напоминанием о наискорейшем «освобождении Карабаха от оккупации», вешание лапши на уши собственному народу о липовых победах в четырехдневных боевых действиях в апреле 2016 г. и «прославленной Гюннутской операции», жалкие подачки семьям шехидов (погибших военнослужащих), закуп современного вооружения и последующее бряцание «мощью» на военных парадах и многое другое. Как видим, арсенал президента И. Алиева довольно разнообразен.

Откровенно говоря, служить в такой армии, в которой служба сопряжена с риском для жизни, мне не хотелось бы. В армии, в которой убивают, или доводят до самоубийства, а затем вскрывают и изымают органы… Что дальше? Кажется, общество давно стало свидетелем всех возможных мерзостей, происходящих в прославленной армии Азербайджана. На очереди — каннибализм и опыты над людьми…