АНАЛИТИКА

Никол Пашинян убедил Алиева или это новая ловушка Баку?

Премьер-министр Никол Пашинян в Душанбе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым договорились о деэскалации ситуации на границе и предотвращении инцидентов. Вчера вечером в прямом эфире на Facebook Никол Пашинян, в частности, сказал: «На этот раз у нас был более практичный разговор, на котором мы зарегистрировали ряд важных пунктов. Мы договорились, что мы поручим нашим министрам обороны принять меры для деэскалации ситуации и предотвращения пограничных инцидентов. Я думаю, что это важная договоренность».

Премьер добавил, что отдал соответствующий приказ вооруженным силам, и прошлая ночь была самой мирной после его избрания на пост премьер-министра.

Никол Пашинян подчеркнул, что в ходе беседы была констатирована и приверженность к переговорному процессу. «Мы договорились создать оперативные каналы связи, но мы не договорились о его технической реализации», – сказал Пашинян, добавив, что других обсуждений не было.

Примечательно, что в полночь пресс-служба президента Азербайджана распространила сообщение, в котором, по сути, повторила заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о состоявшейся встрече с Ильхамом Алиевым. В сообщении отмечается, что собеседники выразили приверженность переговорам по урегулированию конфликта, укреплению режима прекращения огня для предотвращения инцидентов на линии соприкосновения сторон и на границе между Арменией и Азербайджаном.

Согласно сообщению, стороны решили выработать механизмы по установлению оперативной связи между соответствующими структурами.

Редко бывает, чтобы об одной и той же встрече было бы настолько схожим содержание официальных сообщений, распространенных армянской и азербайджанской сторонами. Конечно, внушает надежду то, что в ходе краткой беседы Пашинян-Алиев стало возможным прийти к соглашению в таком важном вопросе.

С другой стороны, крайне сомнительно, что Баку согласился с тем, против чего принципиально восставал на протяжении двух лет, несмотря на то, что посредники последовательно настаивали на этом. Речь идет о механизме по поддержанию режима перемирия, о котором Серж Саргсян и Ильхам Алиев договорились еще в 2016 году – в ходе встреч в Вене и Санкт-Петербурге. То, о чем договорились Пашинян и Алиев, по сути, полностью укладывается в рамки именно венских договоренностей.

Именно здесь и возникают вопросы, потому что непонятно, почему Алиев сейчас, на ходу, должен был согласиться с внедрением механизмов по поддержанию режима перемирия, если принципиально противится подобной договоренности, подкрепленной международными гарантиями? Изменил ли официальный Баку свое отношение к венским и санкт-петербургским договоренностям, или же достигнутые с Пашиняном «на ходу» договоренности являются прекрасным поводом, чтобы Алиев посчитал «списанной» международно институционализированную повестку? Трудно дать однозначный ответ на эти вопросы. В этой плоскости немного странно, что вчера Баку оперативно и с довольно рациональными акцентами подтвердил утверждения Пашиняна. Это вовсе не укладывается в контекст воинственной политики Баку.

Как правило, договоренности о режиме перемирия или его усилении принимаются в ходе подготовленного, серьезного дипломатического процесса, только в последнем раунде которого происходит встреча сторон на уровне первых лиц. В данном случае удивительно, что, в сущности, не знакомые друг с другом главы Армении и Азербайджана смогли прийти к принципиальным договоренностям в результате не переговоров, а при обмене несколькими словами.

Мы искренне хотим верить, что в результате краткой беседы Пашинян-Алиев на передовой воцарится мир, однако с другой стороны у нас есть нескрываемая тревога, что Баку различными путями пытается снять с повестки переговоров венские и петербургские договоренности, которые имеют институциональный характер и международно закреплены.

Это тот случай, когда мы не склонны делать далеко идущие выводы – в надежде на то, что договоренности Пашинян-Алиев будут действовать.

Автор: Саргис Арцруни — 1in.am

Добавить комментарий