АНАЛИТИКА

Кто лоббировал, чтобы зерно не было импортировано из Грузии в Армению по наземному пути?

Многие предприятия в последнее время заявляют о перспективах роста цен на пшеницу и кукурузу в Армении после 15-го сентября этого года. Проблема – новый нормативный акт, принятый в Грузии.

Речь идет о приказе Министерства финансов Грузии № 313, который был опубликован несколько дней назад, 21-го августа 2018 года. Он называется «О внесении изменений в приказ министра финансов Республики Грузия № 290 от 26-го июля 2012 года о перевозке и формировании товаров на таможенной территории Грузии».

В приказе говорится:

«В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона Грузии «О нормативных актах» приказываю:

Статья 1. После 6-го пункта первой статьи, утвержденной Указом N290 от 26-го июля 2012 года министром финансов Грузии «Об утверждении Директивы о перевозке и формировании товаров на таможенной территории Грузии», добавить пункт 6.1 со следующей формулировкой:

«Импорт и экспорт в Грузию или из Грузии национальной продукции под наименованиями 1001 и 1005 и 110100 предназначен только по железнодорожному и морскому пути, после прохождения соответствующих контрольно-пропускных пунктов. В некоторых случаях импорт/экспорт товаров, упомянутых в этом пункте по согласованию с Службой доходов, может осуществляться с помощью автотранспортных средств».

Статья 2. Приказ вступает в силу с 15-го сентября 2018 года».

Другими словами, вышеупомянутые продукты могут быть импортированы из Армении только 15-го сентября на судах и железных дорогах. Здесь, по мнению бизнесменов, сразу возникают две проблемы.

Во-первых, был выбран очень плохой момент. Проблема в том, что сейчас идет сбор зерна, и импортеры минимизировали свои остатки на складах, покупая и импортируя новые партии. Те предприятия, которые импортируют свои продукты в Армению грузовыми машинами, физически неспособны реорганизовать всю цепочку логистики всего за 20-25 дней. По оценкам бизнеса, это займет не менее 1,5-2 месяцев. Сочетание этих двух обстоятельств создает печальную картину. Получается, что запасы зерна достигают в этом сезоне минимума, и внезапно в этот момент меняются правила импорта этих товаров.

И если прогнозы бизнесменов будут осуществлены, то в течение нескольких недель могут возникнуть трудности с непрерывностью импорта вышеупомянутых товаров.

Кроме того, по словам бизнесменов, импорт товаров морским и железнодорожным путем в Армению будет значительно дороже. По некоторым подсчетам, цена одной тонны зерна в этой версии будет стоить не менее $ 40-50. А это значит, что конечная цена каждого килограмма этих продуктов должна вырасти на 20-25 драмов.

Это напрямую повлияет на цену хлеба и мучных изделий. По мнению бизнесменов, в результате также вырастут цены на мясо, яйца и молочные продукты. Проблема в том, что приказ Министерства финансов Грузии распространяется также на кукурузу и зерновую пшеницу, которая является одним из основных компонентов кормов птиц, что и приведет к росту цен.

Следующий пункт приказа также был прокомментирован предпринимателями.

«В некоторых случаях импорт/экспорт товаров, упомянутых в этом пункте, может производиться автотранспортными средствами». Никоим образом не определено, что эти «частные случаи» могут получить право пользоваться автотранспортами. Это положение дает некоторым предпринимателям возможность получить специальное разрешение от Службы грузинских доходов, которое не может быть использовано другими бизнесменами.

Следует отметить, что есть неудовлетворенность этим приказом также в Грузии, где проходит волна протестов в компаниях, занимающихся перевозкой товаров. У них те же опасения, что и у армянских бизнесменов. Примечательно, что грузинские бизнесмены настаивают на том, что активные лоббисты этого приказа Министерства финансов и даже один из соучредителей одного из крупнейших армянских бизнесменов хотят стать крупным импортером этих товаров. В случае реализации вышеупомянутого порядка относительно небольшие импортеры будут выведены из рынка. В какой степени эти утверждения верны, это пока неизвестно.

Предприниматели предлагают правительству Армении оказать посредническую поддержку своим грузинским коллегам, чтобы создать новый крайний срок для перевозки зерна в Армению, по крайней мере, до конца этого года. По мнению бизнесменов, это позволит реорганизовать логистическую цепочку ввоза этих товаров.

Оригинал статьи

Добавить комментарий