АНАЛИТИКАКАЗАХСТАНРОССИЯ

Казахстан отвернулся от России?

7-ого июня в Казахстане произошло сразу два события, которые в обычных условиях не удостоились бы серьезного внимания. Во время встречи с генеральным секретарем ОБСЕ Хельгой Шмид президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал сотрудничество с ОБСЕ приоритетом для Казахстана и заявил о готовности страны продолжить тесное сотрудничество с ОБСЕ.

В то же время министр обороны Руслан Жаксылыков прокоментировал слухи о том, что Казахстан в составе ОДКБ собирается войти в Воронежскую и Белгородскую области для охраны российской границы. Он назвал эти слухи фейком и заверил, что «какие-либо обязательства по выезду, решению каких-то вопросов, миротворческие миссии» Казахстан проводит только под эгидой ООН, а на территории стран-участниц ОДКБ «мы не выполняем и никуда не собираемся».

На нынешнем информационном фоне, особенно после резкого ответа Токаева на «шутку» Лукашенко о вступлении в Союзное государство, заявления о приоритетной роли ОБСЕ и невмешательство в конфликт с Украиной не являются чем-то дежурным, а лишь подтверждают осторожное движение Казахстана в сторону от России. При чем, если в случае с европейскими и южнокавказскими государствами бывшего СССР и социалистического лагеря единственной альтернативой для российского вектора видится коллективный Запад, то в случае со среднеазиатскими странами угрозой для российского влияния является растущая роль Китая.

Во внешнеторговом обороте Казахстана наблюдается тенденция к снижению доли России в пользу Китая. На официальном уровне Казахстан также признает растущее влияние Китая: вице-премьер и министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин заявил, что санкции отодвинули Россию на второй план и открывают новые возможности для Китая, а рост товарооборота происходит за счёт Китая.

Вместе с тем, работа западных фондов и организаций также способствует отдалению Казахстана от России. США на официальном уровне проявляют осторожную удовлетворенность соблюдением санкций против России. В качестве промежуточного поощрения Торговая палата США высоко оценила инвестклимат и проводимые в Казахстане реформы.

Ко всему этому добавляется эпизод в начале месяца со скоплением грузовиков на границе Казахстана и России из-за обязательного мониторинга перемещаемых в Россию грузов. Проблема не из самых острых, однако картинка для информационного фона не в пользу российско-казахских отношений.

Очевидно, политический, экономический и психологический расклады не в пользу евразийской интеграции Казахстана под эгидой России. Что готова противопоставить этому Москва – неизвестно. Неизвестно и то, как будут реагировать на это неизвестное казахстанское правительство и общественность.