АРМЕНИЯИнтересное

Исраэл Ори, как основатель современной Армении

В далёком 15-ом веке, после падения Киликийского царства, Армения превратилась в яблоко раздора между влиятельными соседними странами: непрерывные войны велись между Тамерланом и агрессивными племенами Ак-коюнлу и Кара-коюнлу и конечно же Персии, которая на многие столетия, после принятия армянами христианской религии, стала врагом номер один. А позднее к ним примкнула, желая оторвать для себя лакомый кусочек, и Турция. В 1639 году после многолетних войн Турция и Персия поделили Армению между собой, центральная часть Восточной Армении перешла к Персии, на которой было образовано Эриванское ханство. (Я на это обращаю внимание, так как многие оппоненты упорно приписывают владение Эриванским ханством Турции и считают армян пришлыми на этой, исконно армянской, земле.)

Нужно отметить, что сражения между Турцией и Персией происходили исключительно в местах густо населенных армянами, тем самым неся, прежде всего, подконтрольным армянским селам разрушения, кровь и слёзы. А после завершения военных действий, теперь уже тяжелые непосильные налоги обрушились на головы жителей уцелевших армянских сёл, ведь помимо общих для всех подданных ханства налогов, армяне, будучи христианами, выплачивали еще и особый налог, который назывался “платой за веру”. Армянское крестьянство было доведено до крайнего разорения и нищеты.

Чтобы спасти народ от угрозы полного уничтожения, католикос всех армян Акоп Джугаеци собирает в Эчмиадзине делегацию из наиболее авторитетных соотечественников, и отправляет эту миссию в Европу, с целью привлечь внимание на бедственное положение христианских народов Кавказа, окруженных могучими на тот период народами и племенами исповедующими Ислам.

Эта миссия готовилась в расчете на то, что принадлежность к одной вере явится достаточным основанием для европейских стран, усилить свое влияние на кавказском направлении, тем самым освободить христианские народы Кавказа от бремени иноверцев. Войти в состав делегации получил приглашение и сисианский мелик (князь), отец нашего героя Исраэла Ори, он и взял с собой своего сына, семнадцатилетнего юношу, в дальнюю и небезопасную дорогу.

Дальнейшие события показали, что это решение оказалось судьбоносным для армянского народа. Потому как, именно этому юноше мы обязаны не только воссоединением разбросанного по всему региону армянского населения, обреченного на жалкое существование и ассимиляцию, но и появления, а вернее, возрождения Армении, как самостоятельного государства. Если бы не сделанная во время переориентация на Россию, то армян ждала бы участь ассирийского, албанского и других христианских народов, навсегда потерявших свою государственность.

И этим мы обязаны прежде всего великому патриоту земли армянской Исраэлу Ори. На мой взгляд его имя недостаточно оценено нашими современниками и, по моему глубокому убеждению, оно должно занимать почётное место рядом с именем несравненного и дорогого сердцу каждого армянина Месропа Масштоца.

Чтобы по достоинству оценить благие стремления и решительные поступки отцов нашего народа того времени, давайте призадумаемся, а как это происходило на практике? Ведь всё могло сложится по известной сказке «Собрание мышей», когда решение найдено легко и сразу, а осуществлять его некому.

Вполне очевидно, что многие потерявшие государственность народы, также лелеяли надежду на возрождение своей отчизны, но мало лелеять и мечтать необходимо ещё и действовать, этим и выгодно отличалась светская и духовная элита Армении того времени, за что им и низкий поклон.

Ведь, чтобы снарядить делегацию, в дальние страны, во-первых, нужны волонтеры, из числа элитной знати, готовые пожертвовать своим временем, а подчас и здоровьем, ради общей цели. Ведь, чтобы только переехать из одного государства в другое, требовалось с неделю трястись, сидя в почтовых каретах, испытывая бытовые и прочие неудобства, а если передвигаться морем, то время растягивалось на месяцы.

Во-вторых, и это может быть, самое главное, нужны деньги и немалые. Необходимо платить и за переезды и за проживание, опять же питание в дороге и на чужбине, а чтобы никому неизвестную группу иностранцев приняли первые лица государства и вели с ними серьезные разговоры, надо раскошелится и на дорогие подарки. Зачастую именно объем ценных подарков предопределял решение государя принять эту делегацию или нет. Значит сбрасывались все, понимая серьезность поставленной задачи, кто сколько может.

Но сложилось так, что едва въехав на территорию Европы, делегация получила скорбное сообщение: идейный вдохновитель и организатор католикос Акоп Джугаеци скоропостижно скончался, и делегация посчитала необходимым временно свернуть свою миссию, и вернуться обратно.

Кроме, уверенно идущего к поставленной цели, Исраэла Ори. Тот, понимая, что судьба многострадального народа теперь находится в его руках, принимает смелое решение самостоятельно продолжить миссию и остается в Европе. Следуют 20 лет скитаний из одного государства в другое, встречи с деловыми и военными кругами. Он добивается аудиенции с лидерами Австрии, Италии, Франции, Германии Набирается опыта, изучает военное искусство, надеясь однажды применить его на деле, возглавив армянское войско.

Уходят годы, уходит жизнь, а ведь он, являясь сыном известного вполне обеспеченного князя, имея блестящее разностороннее образование, владея несколькими европейскими языками, мог удачно сложить свою жизнь, ни о чем не беспокоясь, в кругу родных и близких, в роскоши и в приятных времяпровождениях.

К 1700 году он приходит к убеждению, что европейским странам чужды боль и страдания народа, первым в мире принявшего христианство, и он принимает решение обратить свои взоры на Россию.

Петр Первый, который согласился незамедлительно с ним встретиться, быть может, до Исраэла Ори имел лишь поверхностное представление об армянском народе, однако, он проникся уважением к этому пылкому юноше и обещал всяческую поддержку братьям по вере.

С тех пор все цари России в своей внешней политике строго придерживались про-армянской ориентации, считали своим долгом помогать своим союзникам на юге, получая в ответ и благодарность и реальную помощь. Исключительно во всех русско-персидских, а затем и русско-турецких войнах армяне принимали непосредственное участие на стороне России. Выполняли роль проводников, служили разведчиками, являлись снабженцами, добровольцы вливались в ряды русской армии и отчаянно сражались, осознавая, что прежде всего сражаются за свою Родину, за свой родной очаг. Отсюда и высокий процент в Российской армии военоначальников и отважных воинов армянского происхождения.

Таким образом, усилия и решительность армянских патриотов, готовых на любые жертвы во имя своего народа, дали благодатные всходы, армяне стали возвращаться на свою древнюю, историческую землю, строить сёла и города, развивать ремёсла и создавать шедевры в различных областях искусства. Обживать свой родной край. Радовать и радоваться жизни…

И если сегодня на современной политической карте мира, есть небольшая страна, под названием — Армения, то это прежде всего заслуга нашего славного соотечественника Исраэла Ори, ведь именно он положил начало долгому, трехсотлетнему, ухабистому и тернистому, но верному пути, к возрождению нашей Родины.

Ваагн Карапетян

Главный редактор альманаха «Всеамериканский литературный форум»

Торонто (Канада)