АНАЛИТИКА

Российская мода XXI века — мода на Кавказ

Обойдемся без пафосных прелюдий и будем искренними: Кавказ – сложный и проблемный регион (причины описывать не станем, искать виновных тоже); это регион самобытный, но самобытный «агрессивно», то есть демонстрирующий свою самобытность, в отличие от, например, северных регионов в той же России.

С Кавказом у России и у Кавказа с Россией выстраивались непростые отношения, хотя у Украины или Средней Азии с РФ, они были не проще, не говоря уже о Прибалтике. Но, если не считать Украины, никакой другой регион не оказал такого влияние на европейскую часть российской культуры.

Я смело могу утверждать, что большая часть современной моды в России –  это мода на Кавказ.

Проникновения взаимны, и часто настолько переплетены в причудливый узор, что непонятно, Кавказ ли больше берет европейской эстетики или мы, Россия – восточной.

Но мода есть, и она будет развиваться, особенно в среде молодежи, связанной с нарочито мускулинным поведением: фанаты, спортсмены, армия.

Конечно же, в данном случае, преимущественно, я говорю о Северном Кавказе, хотя Закавказье оказало на историю и культуру России, да и всего СНГ, куда большее влияние.

Напрашиваются очевидные аналогии с другими странами и регионами, которые нельзя не рассмотреть.

Нечто похожее вы найдете во многих культурах, например, в Северной Америке. Не нужно глубоко копать, вспомните огромное количество американской литературы и вестернов, изображение в них индейцев. С плохой ли стороны или с хорошей, но индейцы всегда изображались непокорными, «крутыми» ребятами. Даже появляются такие «белые» персонажи, как Следопыт или Зверобой, которые выглядят и ведут себя, как индейцы, даже больше чем сами индейцы.

XX столетие. Трагическая история в жизни американских юношей 60-х – Вьетнам. Многие фотографии свидетельствуют о том, что морпехи, спецназ американской армии раскрашивались и стриглись, как воинственные индейские племена – носили ирокезы, разрисовывали лица.

Во время прыжков с парашютом, американские морпехи выкрикивают – «Джеронимо!». (Джеронимо никто иной, как Гоятлай – легендарный вождь апачей, который в течение 25 лет умудрялся вести борьбу с переселенцами из Европы).

Наверное, это сравнимо с тем, если бы российские десантники выкрикивали – «Шамиль!» во время прыжков. Забавно звучало бы.

А теперь отправимся южнее. Новая Зеландия. Вспомним легендарное зеландское регби. Кто знает что-нибудь о регби, скажет вам, что в мире австралийцы, южноафриканцы и зеландцы – боги этой игры. Регби  там, как хоккей в Канаде. Сборная Новой Зеландии по регби исполняет ритуальный танец народа маори, даже на таких мероприятиях, как свадьба (друзья жениха, сам жених и невеста, исполняют подобный танец). Это – визитная карточка Новой Зеландии.

Перенесемся ближе к России. Япония тоже не может похвастаться особым миролюбием к коренному населению своей страны. Айны – одни из самых «волосатых» народностей в мире, автохтонные жители Японии, оттесненные на самый север Хоккайдо. Эта народность стала популярной в современной поп-культуре Японии, в частности, в анимации непревзойденного Миадзаки («Принцесса Мономоке», «Навсикая из Долины Ветров»).

Вернемся в Америку. Нет большего влияния на американскую и мировую культуру, чем влияние чернокожего населения этого региона. При этом, я выделил бы тот факт, что это влияние сформировано в смеси с «вестернизацией». То есть мы имеем «чернокожую» культуру, уже пройденную через фильтр западной. И именно такое взаимопроникновение рождает самые потрясающие, неординарные и яркие явления: джаз, блюз, соул, фанк, регги. Белые подростки во всем мире используют слэнг из негритянских кварталов, танцуют их танцы, носят характерную одежду.

А теперь ближе к насущному: Россия и Кавказ.

В чем выражается кавказская эстетика в том же российском обществе:

— манера поведения

— манера одеваться, носить бороды (шотландки)

— манера говорить

— мода на спорт

Конечно же, в большей степени, эта мода распространена на более «пацанские» круги, как говорилось выше: фанаты, спортсмены, военнослужащие. В принципе, это сферы, в которых много выходцев из Кавказа.

Я сам, когда служил в армии, был свидетелем  того, как многие этнические русские, начинали откровенно «косить» под кавказцев, даже утверждать, что они «обрезанные», а некоторые старались говорить с акцентом.

Это возникало, чаще всего из-за страха перед кавказскими сослуживцами, желания принадлежать к сильной группировке.

Армия в России, в своей сути несет те же законы, что и тюрьма — особенно это наглядно просматривалось в советский период и в 90-е. Во-первых, тюремная эстетика была популярна среди молодежи СССР, а в 90-е стала общекультурным явлением. Во-вторых, заключенных стали призывать на срочную службу. В-третьих, армия – замкнутое  мужское сообщество с жесткой иерархией, в которой офицеры и «деды» имеют неограниченную власть.

Кавказцы, попадая в армию (имеется в виду — в большом количестве, так как один, два, три представителя региона редко себя ставят в противовес принятым шаблонам поведения), (как, например, и среднеазиаты), вносят свои порядки и свою иерархию, которая оказывается, зачастую, сильнее, чем официальная и неофициальная армейская структура.

Если же говорить  о гражданской сфере, то в том же СССР республики Закавказья имели определенный романтический флер. Например, Грузия имела определенную «вольность», неплохо снабжалась —  так повелось еще со времен Сталина. В 70-е  в Тбилиси спокойно проводились рок-фестивали! То есть по степени этой самой «Вольности» Южный Кавказ стоял ненамного ниже Прибалтики!

Приближенность к границе с той же  «капиталистической» Турцией (а до 1979 года к капиталистическому Ирану — и вовсе региональному Лас-Вегасу), давала возможность местным жителям, а также, к примеру, военным, служившим в Армении, Азербайджане и Грузии, слушать музыку запрещенных исполнителей.

Мой отец служил в Армении, и часто вспоминал как, впервые услышал на турецкой волне Русосса, Бони.М и многих других исполнителей из «капстран».

Но это — Закавказье, во многом несхожий с Северным Кавказом, регион.

Что же касается СК, то Чеченские войны, антипатия кавказцев к русским и русских к кавказцам в итоге породила взаимопроникновение, как у тех же казаков, поселившихся в том регионе (вспомните казачьи лезгинки, черкески, кубанки).

Теперь же,  с развитием ММА, мы можем видеть, как эстетика выходцев из Дагестана и Чечни стала модой для многих, этническии русских спортсменов.

На мой взгляд, это явление естественное. Кавказцы все больше европеизируются —  особенно спортсмены, так как они ездят по разным странам, а если говорить о муай-тай или ММА, то еще и тренируются и живут в Европе, Таиланде, Соединенных Штатах.

Полагаю, исламизация Чечни или постоянные упоминания у того же Хабиба Нурмагомедова о жизни в горах и мусульманских традициях – это как раз яркое свидетельство вестернизации Кавказа. По мере того, как культура теряет свою архаичность, она пытается, особенно усилиями старшего поколения, уцепиться за что-то исконное. Насколько бы ни была бы Чечня мусульманским регионом, в ней есть, пусть в малых количествах, например, девушки–спортсменки, пока немногочисленный класс “продвинутых”, вестернезированных менеджеров. Хабиб же, несмотря на частые рассказы о простом дагестанском укладе жизни, часто бывает в США, владеет (вместе с некоторыми другими родственниками, тоже спортсменами) английским, выступает в самом либеральном, в плане технического арсенала и правил, виде спорта.

Николай Сокиркин