АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Маркедонов: Пашинян решил сделать некий «апдейт» и актуализировать «уникальный карабахский кейс»

28 августа премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в ежегодной конференции послов и глав дипмиссий в Ереване. Между тем, это традиционное событие было отмечено целым рядом важных заявлений. В первую очередь, следует обратить внимание на то, как Пашинян прокомментировал ситуацию вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

По его словам, ему досталось неоднозначное международное восприятие этого этнополитического противостояния. Пашинян полагает, что нет никаких веских оснований рассматривать все постсоветские конфликты в одной «корзине». По мнению премьер-министра Армении, «необходимо демонстрирование огромной разницы между этими вопросами. Мы четко фиксируем, что, например, жители Южной Осетии и Абхазии сегодня могут свободно передвигаться по Тбилиси, продавать выращенные им фрукты и овощи, а затем спокойно вернуться к себе домой». Пашинян, конечно, не этнолог и не эксперт в области урегулирования конфликтов. Многие детали конфликтов он намеренно испрямляет. То, что он сказал про абхазские и югоосетинские реалии, скорее, относилось к периоду до августа 2008 года. Сегодня на границе Южной Осетии и Грузии мы видим «бордеризацию». Не так просто складывается все и на абхазском направлении. Но, как минимум, между Тбилиси и ее бывшими автономиями сохраняется определенный уровень контактов. И на бытовом уровне, и на уровне переговорном, взять хотя бы Женевские консультации.

С Карабахом все иначе. Непризнанная НКР — вне переговорного формата. А военные инциденты, которые то снижаются, то возрастают, действительно сильно отличают карабахский конфликт от положения дел в Абхазии и в Южной Осетии. И Пашиняну крайне важно донести сигнал до представителей дипкорпуса в Армении: конфликт в Карабахе носит уникальный характер, требует особых подходов, а не сведения к некоему общему знаменателю. К слову сказать, еще в конце 1980-х гг. армянские лоббисты стремились доказать, что самоопределение карабахских армян — это преодоление сталинской национальной политики. Такой подход одно время был даже весьма популярен в Вашингтоне. Но затем, после распада СССР, когда соответствующая риторика перестала приносить американцам дивиденды, на первый план вышла прагматика.

Похоже, Пашинян решил сделать некий «апдейт» и актуализировать «уникальный карабахский кейс», как в свое время это было сделано в случае с Косово. Логика в таком поведении есть. Но следует понимать, что успех косовского казуса был бы невозможен, не возьмись за его поддержку могучая сверхдержава и ее союзники. Вероятно, в Ереване решили, что вода камень точит. И лучше самим попытаться направить процесс в выгодное русло, не дожидаясь согласия великих держав.

Сергей Маркедонов/Bunin & Co