АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Давид-Гареджи. Азербайджан крадет и присваивает чужую историю

Монастырский комплекс Давид-Гареджи стал камнем преткновения в грузино — азербайджанских взаимоотношениях. Азербайджан представляет миру этот комплекс в качестве наследия албанской культуры, правопреемницей которой считает самого себя и старается любой ценой заполучить эти территории. Грузинские власти же утверждают о древнем грузинском происхождении комплекса. Обе стороны не хотят уступать, пока вопрос делимитации спорного участка границы не решен.

Воскресные события в монастырском комплексе Давид-Гареджи добавили новый виток непростым взаимоотношениям между двумя Закавказскими республиками, претендующими на спорный участок границы, проходящий через комплекс Давид-Гареджи.

Специальный представитель президента Азербайджана по вопросам границ и Каспийского моря Х. Халафов заявил, что в отношении суверенитета Азербайджана совершена провокация. Он особо подчеркнул вину грузинских пограничников в бездействии и пособничеству, указав также, что все виновные в данном преступлении должны быть привлечены к ответственности. Х. Халафов высказал мысль о том, что спорная территория всегда принадлежала Азербайджану и что с позиции международного права не может быть даже и речи о ее принадлежности.

Депутат Милли Меджлиса Азербайджана Фазаил Агамалы заявил, что произошедшие неделю назад события в монастырском комплексе Давид-Гареджи противоречат грузино — азербайджанским отношениям. Он выразил сожаление, что грузинская сторона в очередной раз совершила провокацию, отметив, что со стороны Азербайджана продемонстрированы сдержанность и терпеливость. Он также заявил, что терпение Азербайджана имеет границы и грузинская сторона в дальнейшем не должна допустить подобных провокационных действий.

Другой депутат, член рабочей группы межпарламентских связей Азербайджан — Грузия А. Ализаде настаивает на закрытии границы с азербайджанской стороны и объявления территории специально охраняемой зоной, куда вход будет разрешен только по специальным пропускам, а нарушители должны быть задержаны.

Учитывая сложную политическую ситуацию в Грузии, в частности накал отношений с Россией, вынос азербайджанцами священных икон из монастыря Удабно можно классифицировать как провокацию, направленную на оказание давления на грузинские власти с целью преподнесения мировому сообществу образов «терпящего» Азербайджана и «агрессивной» Грузии.

Исходя из соображений Ф. Агамалы, А. Ализаде и других, Баку пытается воспользоваться этим инцидентом, представив его миру, как нападение, направленное против властей Республики Азербайджан. Примечательно, что Х. Халафов полагает, а не высказывает уверенность о непричастности грузинского правительства к произошедшему, что означает наличие у азербайджанских властей определенных сомнений. Тем временем он ясно дает понять, что для исчерпания ситуации грузинские власти должны принять строгие меры в отношении участников с целью недопущения трений в будущем.

Тем временем заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев решил пустить в ход «тяжелую артиллерию», повторив довольно часто муссируемую азербайджанскими властными структурами мысль о том, что Баку является самым большим инвестором в Грузии, намекая о возможности задействования рычагов экономического шантажа.

А это означает только одно: по вопросу комплекса Давид-Гареджи, Азербайджан не пойдет ни на какие-либо уступки. Причина вся та же: выкрав и присвоив историю христианских народов, показать миру свое «древнее» происхождение.