АНАЛИТИКАОБРАЗОВАНИЕСтатьи

Ликбез и новые брахманы: что станет с образованием на постсоветском пространстве?

Недавно в Российско-Армянском университете г. Ереван выступил директор школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов, который говорил о том, что широко используемые ныне технологии в сфере образования совершенно не соответствуют современным потребностям и особенностям обучаемого контингента, т.к. разработаны были десятки лет ранее. Эта ситуация уже совершенно очевидна в школьном сегменте образования, деградировавшем донельзя, особенно на нашем постсоветском пространстве, и все более и более вырисовывается на университетском уровне.

И, действительно, те принципы обучения, которые нам сейчас хорошо знакомы – уроки, семинары, лекции и т.д., были разработаны в эпохи, когда не было не только интернета, компьютеров  и смартфонов, но и телевидения. В основной своей части используемый ныне образовательный продукт создан в эпоху радио – эпоху наиболее внимательных людей. Людей, способных слушать и воспринимать информацию часами. Отсюда – полтора часа на лекцию, 45 минут на урок… Современная молодежная аудитория не может и не будет концентрироваться столь долго – тем более на информации, воспринимаемой на слух от монотонно объясняющего лектора/учителя. Она мыслит категориями вайнов и коротких, ярких роликов неглубокого содержания, категориями Instagram и Youtube. И даже тексты все более воспринимаются как твиты – не более одного короткого предложения (неслучайно Twtter столь популярен даже среди политиков и других публичных людей во всем мире).  Можно сколько угодно говорить о падении качества таких учеников и студентов по сравнению с их предшественниками – и это будет верно, но работать современной школе – как средней, так и высшей, придется именно с этой аудитории, а не с какой-либо другой.

Аветов демонстрировал ряд разрабатываемых и реализуемых на Западе образовательных программ, задуманных  в соответствии с имеющимися реалиями. Это 30- и даже 5-минутные платные ролики, на которых удержится внимание даже самых нерадивых учеников.

Однако, несмотря на всю инновационность подобного рода программ, очевидно, что достичь посредством их какого-нибудь серьезного уровня, воспитать настоящих специалистов и, тем более, фундаментальных ученых  – невозможно. В лучшем случае это – уровень курсов ликбеза, хорошо известных на постсоветском пространстве. Может быть – церковно-приходской четырехлетки, но никак не университета-института-академии.

И это – очень показательно, ведь таким образом ясно видится актуальная в настоящее время в образовательной системе, особенно на постсоветском пространстве, тенденция. Это – возврат к иерархичности, «кастовости». Вне сомнения, останется круг людей, получающих хорошее, серьезное образование, дающее возможность решать по-настоящему важные задачи. Их будет мало. Удел остальных – ролики по 5 минут, чтение, письмо, счет, элементарное природоведение, физкультура и труд.  И это разделение уже де-факто существует! Достаточно взглянуть на уровень основной массы современных выпускников  постсоветских (хотя и не только, разумеется) школ, которые, не зная элементарных вещей, тем не менее, в основном вполне успешно поступают в университеты и институты, а затем выпускаются и оттуда, лишь незначительно повышая свой уровень или не повышая его вовсе. И это тоже вполне логично и оправданно – в эпоху википедии, социальных сетей и узкоспециального труда чего-то иного такой массе и не нужно.  А те, кому нужно, учатся в совершенно иных реалиях – причем, необязательно в системе образования, а иногда – сами, благо возможностей для этого 21 век дает множество.

К сожалению или к счастью, времена относительно качественного массового образования прошли. Эпоха касты ученых-брахманов, определяющей всю ментальность остального населения, не просто возвращается. Она – у порога.

 

Антон Евстратов