Эксперт о десятидневном визите Бахтадзе в США
14 июня завершается десятидневный визит премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе в США. Интерес официального Тбилиси к американскому направлению понятен. Именно Вашингтон последовательно поддерживает идею вступления Грузии в НАТО в отличие от Евросоюза, где присутствуют разные взгляды относительно евроатлантических устремлений Грузии. И даже если интеграция с Альянсом будет по разным причинам откладываться, ничто не мешает наращиванию двусторонней военно-политической кооперации Вашингтона и Тбилиси.

11 июня США и Грузия приняли совместную декларацию, приуроченную к юбилею Хартии о стратегическом партнерстве. Документ был подписан по горячим следам «пятидневной войны». Он зафиксировал четкую поддержку территориальной целостности Грузии со стороны Вашингтона и общее видение региональной ситуации в Закавказье двумя союзниками. Бахтадзе уже объявил юбилейную декларацию «историческим документом».
Американо-грузинское стратегическое взаимодействие является не в последнюю очередь фактором внутренней политики в Грузии. В 2020 году в стране пройдет парламентская избирательная кампания, и правящая партия «Грузинская мечта» всячески подчеркивает благосклонность Вашингтона. В свое время Хартию с США подписывал как раз экс-президент Михаил Саакашвили, а МИД страны тогда возглавлял нынешний оппозиционный лидер Григол Вашадзе. Действующие грузинские власти ставят себе в заслугу то, что они вывели отношения с Вашингтоном на более высокий уровень, чем предшественники.
При этом оппоненты правительства иначе интерпретируют высказывания Майка Помпео, прозвучавшие в ходе общения с Бахтадзе. Помпео поддержал все традиционные требования официального Тбилиси (такие, как деоккупация), как обычно, подверг критике Россию, а КНР назвал «якобы другом Грузии, не разделяющим ее интересов». Прозвучал скепсис и относительно усиления позиций России в грузинской экономике. В то же время Помпео выразил озабоченность и по поводу демократичности выборов, эффективности судебной системы Грузии. Лидеры оппозиции видят в этом шанс для себя. Они читают месседж Вашингтона, как отказ от однозначной поддержки правительства.
Между тем, разного рода озабоченности в свое время звучали и во время встреч Барака Обамы с Михаилом Саакашвили. Но и тогда, и сейчас Вашингтон дает понять, что на первом плане для него внешнеполитическая лояльность. И смена власти, как таковая, волнует США гораздо меньше, чем действия «ложных друзей Грузии», к каковым они традиционно относили Россию, а теперь еще и Китай.
Сергей Маркедонов/Bunin & Co