АНАЛИТИКАКОНФЛИКТЫОБЩЕСТВОПОЛИТИКА

Нетаньяху уверен, что Иран не вступится за Хезболлу: Ида Саркисян

Ближний Восток вновь охвачен огнем. Израиль провозгласил целью своих военных операций не только уничтожение палестинского движения ХАМАС, но и полную ликвидацию потенциала ливанского шиитского движения Хезболла.  Это уже привело к гибели генерального секретаря и ключевых членов военного командования движения, разрушению гражданской инфраструктуры Ливана и тысячам жертв среди мирного населения. Очевидно, что Ближний Восток уже не будет прежним. Действовавший доселе статус-кво нарушен. О возможном развитии событий на территории региона и за его пределами, его последствиях и возможных угрозах  редакция Infoteka24 побеседовала с иранистом, экспертом по Ближнему Востоку Идой Саркисян.

 

Как, по вашему мнению, повлияет убийство Хасана Насраллы на динамику развития арабо-израильского конфликта?

Скорее всего, на какое-то время силы сопротивления значительно потеряют в позициях. Это будет происходить, пока они «оклемаются» после полученного удара, заместят потерянные кадры, восстановят его организационные связи и моральный дух. Надо понимать, что последнее важно, т.к. Насралла был не только военным, но  и, в первую очередь, идеологическим лидером Хезболлы, к нему прислушивались не только военные, но и гражданское население Ливана. Все это поддерживало боевой дух и необходимую мотивацию членов движения. Поэтому в первую очередь следует именно не допустить деморализации. Если все указанные задачи удастся выполнить, что, несомненно, займет какое-то время, то противостояние может продолжиться еще длительное время, либо приведет к прекращению огня на сколько-нибудь взаимовыгодных условиях. Если же этого не получится, то при нынешней картине можно говорить о том, что Хезболла и сопротивление в целом уступило, потерпело поражение, а десятилетиями создаваемый имидж грозной «Оси» лопнет, как мыльный пузырь.

 

Будет ли наземная операция Израиля в Ливане, и каков ее возможный исход?

В СМИ уже появилась информация о том, что США призывают Израиль воздержаться от наземной операции. Это значит , что на Западе осознают серьезность последствий подобных акций. Вопрос в том, насколько Израиль вышел из-под контроля Запада или готов выйти в будущем. Ведь, согласно тем же СМИ, Тель-Авив попросил США защитить его от возможного ответа Ирана. Естественно, вся указанная информация неофициальная и неподтвержденная. Если же Израиль пойдет на наземную операцию, то в нынешних условиях, при действующей расстановке сил, очевидно, что он добьется некоторых успехов, и вернуть после этого имеющееся положение дел, в т.ч. границы, будет крайне сложно. Это, в свою очередь, станет потенциальным поводом для  новой эскалации. Обострять ситуацию до такой степени Запад, призывающий Израиль к сдержанности, очевидно, не хочет. Однако бездействие Ирана и Турции, отсутствие консолидации в арабском мире, могут оказаться слишком соблазнительным для Тель-Авива, который пожелает добиться большего превосходства на земле.

 

Вступится ли Иран за своих ливанских прокси?

Начнем с того, почему Израиль именно сейчас решил пойти на уничтожение движения Хезболла как такового. Примечательно, что он не делал этого при консервативном правительстве Раиси. Действующий же иранский президент-реформист провозгласил политику избегания конфликтов и готовность восстановить диалог с Западом. Возможно, Нетаньяху уверен, что Иран не рискнет появившейся возможностью и напрямую не вступит в конфликт. При этом израильская политическая элита желает этого вступления,  чтобы получить возможность , очевидно, с помощью американцев, напрямую бомбить Иран. Тем не менее, Исламская республика не оставит союзное государство, которое стало жертвой его конфликта с Израилем и оказавшееся на передовой ирано-израильского конфликта. ИРИ продолжит снабжать Хезболлу ракетами, вооружением, амуницией и, возможно, живой силой – своим спецназом под флагом движения. По некоторым данным, в Иране уже объявлен набор добровольцев для решения данной задачи.

 

Может ли быть использован против Израиля потенциал других проиранских группировок – Ансар Аллах (хуситов) и иракских шиитских ополчений?

Они и так действуют против Израиля с 7 октября прошлого года – с самого момента текущей эскалации палестино-израильского конфликта. Проиранские  шиитские группировки помогают Палестине и Ливану и являются, по сути, единственными силами арабского мира, которые остались верны идеи освобождения оккупированных Израилем территорий.  Не стоит исключать и озвученную рядом экспертов версию о том, что конфликт изначально был срежиссирован главными странами Запада для усложнения региональной и околорегиональной логистики. Но, если не вдаваться в конспирологию и опираться на то, что есть на земле,  факт в том, что  указанные группировки, по крайней мере, стараются поддержать своих мусульманских братьев и будут это делать в дальнейшем – насколько хватит их сил и потенциала Ирана для их снабжения.

 

Будут ли вовлечены в конфликт на Ближнем Востоке внерегиональные игроки – США, ЕС, Россия, и каким образом?

Что касается США, то они в принципе вовлечены в ситуацию изначально, снабжая Израиль оружием и помогая ему финансово. Многое будет зависеть от того, удастся ли правительству Пезишкиана в Иране добиться восстановления диалога с Западом. Для этого ему необходимо будет убедить визави в своей надежности. Показателем тому станут отношения Ирана с Россией. В ближайшее время Москва и Тегеран планируют подписать соглашение о стратегическом партнерстве. Это подписание или отказ от него непременно отразится на судьбе переговоров ИРИ с США и их союзниками. Напрямую же вступать в конфликт ни Запад, ни, тем более, и так уже вовлеченная в войну на Украине Россия, естественно, не будут.

 

Как в складывающейся на Ближнем Востоке ситуации следует, по вашему мнению, вести себя Армении?

Армения уже продемонстрировала свою позицию в данном конфликте, признав Палестину и установив с ней дипломатические отношения. Это неудивительно, учитывая роль Израиля в подготовке и осуществления агрессии Азербайджана против Арцаха и РА. Кроме того, в Ливане проживает много армян, и Армении, возможно, следует готовиться к притоку очередной волны беженцев, попробовать вынести из этой трагедии максимум положительного для себя в деле  репатриации соплеменников. При этом нельзя забывать и об угрозе данного конфликта непосредственно для Армении – ведь на сегодняшний день именно Иран является главным препятствием на пути военного решения вопроса так называемого «Зангезурского коридора» Азербайджаном.  Если ИРИ даст слабину в вопросе поддержки своих союзников на Ближнем Востоке, то и его заявления о красных линиях на Южном Кавказе могут перестать сдерживать Баку.  Перед армянской дипломатией стоит неотложная задача привлечения к вопросу защиты своих границ как можно больше интересантов.