АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Испуганный Гарегином Нжде Алиев снова лжет

Гарегин Нжде, успешно боровшийся против турок и азербайджанцев в начале XX века, до сих пор, даже после своей смерти, не дает покоя все еще не высушившим штаны после не очень удачных встреч с ним на поле брани азербайджанцам. В этот раз «праведное возмущение» по поводу наличия в Ереване памятника Нжде выразил президент Азербайджана Ильхам Алиев. 

В ходе встречи с раввином Абрахамом Купером, азербайджанский лидер посетовал на наличие упомянутого памятника в столице Армении и заявил о том, что Гарегин Нжде во время Второй мировой войны «убивал представителей различных народов,  в том числе и евреев», а затем был арестован, приговорен к длительному заключению и скончался в тюрьме. Далее последовали слезные стенания о том, что, дескать, не демократичное правительство Армении не хочет сносить памятник, хотя он, Алиев, его об этом просил. Резюмировал свою пламенную речь Ильхам Гейдарович уже набившим оскомину тезисом о том, что «в Армении героизируют фашистов».

Примечательной особенностью данной речи является то, что вся она, кроме одного единственного утверждения — ложь. Правда — лишь то, что Гарегин Нжде, действительно умер в тюрьме г. Владимир.

Во-первых, во время Второй мировой войны Нжде, будучи уже не молодым человеком, и давно не участвуя в каких-либо военных мероприятиях, никаких людей не убивал, и с боевыми действиями, а, тем более, репрессиями, никоим образом не соприкасался. Да, он контактировал с представителями германского военно-политического руководства — но и только. Обвинять в этом человека, жившего в союзной Германии Болгарии — странно, а врать — нехорошо.

Кроме того, Нжде не был приговорен к тюремному заключению за какие-то «убийства евреев» в период Второй мировой войны. Ему инкриминировали антисоветскую деятельность в период Гражданской войны, когда он, действительно, руководил сопротивлением большевикам. Но это — совершенно другая история, вопрос с которой, к слову, был закрыт самими большевиками еще в 1922-м году. Сам Нжде логично возмущался обвинениями по этой части. Логично, впрочем, что Алиев не упоминает об этом периоде деятельности армянского военно-политического деятеля — ведь именно тогда перед лицом Нжде и его войск не раз сверкали пятки и азербайджанцев АДР.

Между тем, с Гарегином Нжде и его концепцией «Цехакрона», действительно, можно не соглашаться и дискутировать. Это — довольно сложная тема, которая, как нам представляется, недостаточно раскрыта в историографии XX в., но выпускник МГИМО Ильхам Алиев решил не углубляться в столь, надо полагать, сложные для него историко-философские вопросы, и попросту прикормил своего собеседника откровенной ложью.

Что ж, тем легче и веселее в очередной раз опровергать тезисы господина президента, который, помимо паталогической лживости демонстрирует и изрядную забывчивость. Обвиняя в армян в «героизации фашизма», он как будто начисто стер из памяти своих соотечественников, не просто сотрудничавших с нацистской Германией, но и проливавших за нее кровь. Практически все сумевшее сбежать после советизации Азербайджана его мусаватистское руководство, включая Мамед-Эмина Расулзаде и Халила Хисмамедова, участвовало в формировании «Азербайджанского легиона», верой и правдой служившего Гитлеру. Именно «доблестные» азербайджанские легионеры давили Варшавское восстание и отметились невиданными даже для самих немецких солдат и офицеров зверствами против мирного населения.

А что же насчет памятников? Все в Азербайджане «хорошо» и с ними — монументов того же Расулзаде в стране аж три! И никто на моей памяти не призывал их разрушить или демонтировать во имя борьбы с фашизмом, хотя факт героизации военного преступника — налицо.

Памятник Мамеду Эмину Расулзаде. Баку

Поэтому, несмотря на все положительные эмоции от заочной дискуссии с господином Алиевым, хотелось бы призвать его перед озвучиванием следующего тезиса если не изучать историю и знакомиться с источниками, то хотя бы не забывать о реалиях собственной страны, основанной и построенной на идеях нацизма, ксенофобии, пантюркизма и экстремизма. И избавиться уже наконец от психологической травмы, нанесенной еще его предкам так давно стариком Нжде.

Антон Евстратов