АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

До чего договорились Путин и Эрдоган в Сочи

Больше шести часов весь мир напряженно ждал итоговой пресс-конференции президентов России и Турции. Страшно представить, что творилось с жителями севера страны. Знаю только, что некоторые журналисты, обложившись смартфонами, ждали результатов переговоров, чтобы не только отписаться в свои соцсети и газеты, но и массово разослать их по СМС родственникам в родные деревни. Для народа Сирии действительно достигнуто «судьбоносное решение». Так как от него зависело, будет ли продолжаться турецкая военная операция «Источник мира» или нет.

С самого начала на повестке стоял этот вопрос и, разумеется, ситуация в Идлибе, по которой только предстоит принять решение. Думаю, что над этой головоломкой Владимир Путин и Реджеп Эрдоган тоже будут биться не один час.

ЧТО ПОНЯТНО

Во-первых, США больше не играют прежней роли. Теперь за курдов отвечает Россия, и по всем вопросам будут обращаться к ней.

Во-вторых, Москва проследит за отходом курдов на 30 км от сирийско-турецкой границы. Они выйдут из города Манбидж (он переходит под полный контроль сирийских войск и России), а также Тель-Рифаата. Полный вывод сил YPG завершится через 150 часов, начиная с 12 часов 23 октября 2019 года. Затем на глубине до 10 км от границы к западу и к востоку от района операции «Источник мира» начнется совместное российско-турецкое патрулирование местности. Города аль-Камышли все это не коснется.

Москва и Анкара будут вести переговоры на основе Аданского соглашения, которое поддержали оба лидера.

Кроме того, Турция и Россия будут вместе бороться с терроризмом — в том числе и с запрещенным в обеих странах «Исламским государством». По-словам российского министра обороны Сергея Шойгу, 500 боевиков ИГ, содержавшихся в курдских тюрьмах, сбежали, пока не было охраны.

Таким образом, военная операция «Источник мира» завершается, а курды, по всей видимости, должны будут забыть Рожаву, как страшный сон.

ЧТО НЕ ПОНЯТНО

Да много чего. Для начала, как будем решать идлибский вопрос? Что делать с таким количеством протурецких боевиков, окрепших под патронажем Анкары?

Далее вообще начинается какая-то путаница. С одной стороны, Владимир Путин заявляет, что «Сирия должна быть освобождена от незаконного иностранного военного присутствия». При этом в пункте 3 меморандума о взаимопонимании между Россией и Турцией говорится, что в районе между городами Таль-Абьяд и Рас Аль-Айн глубиной до 32 км сохраняется статус-кво. То есть турки остаются на захваченных территориях.

Но простите, а турецкая армия разве не незаконная иностранная военная сила? Напомню, Башар Асад (он, вроде, пока еще президент страны), стоя сегодня на линии фронта в Идлибе в окружении сирийских солдат, ясно дал понять, кто такой в его представлении Реджеп Тайип Эрдоган. По словам сирийского лидера, США позволили Эрдогану войти в Сирию, а, значит, он обыкновенный раб Соединенных Штатов. Также Асад назвал турецкого коллегу вором, похитившим сирийскую пшеницу, заводы, нефть и землю. Единственное, чего не сказал Башар Асад, так это то, что он признает присутствие турецких войск в Сирии законным.

Непонятным остается и механизм по возврату в Сирию беженцев. И решит ли это миграционный кризис в Турции? Ведь вряд ли в эту зону поедут сирийцы из Дамаска, Латакии, Алеппо, Тартуса и так далее. То есть речь в любом случае идет о возвращении небольшого количества сирийцев.

ИТОГО

Существует еще один вопрос, постоянно возникающий, когда речь идет о турецких ВС в Сирии: «А могут ли сблизиться Асад и Эрдоган. Может ли этому поспособствовать Россия?». Не исключено. Но маловероятно. Впрочем, как до недавнего времени была маловероятна договоренность между Дамаском и курдами.

Так или иначе, для какого-то серьёзного события необходимы серьезные причины. Благо, в Сирии постоянно происходит что-то выдающееся: уход США, начало очередной турецкой военной операции, ввод сирийской армии на северные территории. Самое же важное — это позиция России, которую Путин сегодня больше шести часов озвучивал Эрдогану.

Аббас Джума/Телеграм