АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Предложение Путина по Карабаху и окончательный статус Нагорного Карабаха

Между военными учениями и переговорами

В конце сентября начнется 74-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, в которой примет участие также министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян. Насколько вероятно, что во время сессии состоится встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана? По этому поводу пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян недавно ответила: «Со стороны сопредседателей поступило предложение об организации такой встречи. Стороны согласились. Относительно места и сроков встречи будет объявлено ​​в согласованном порядке».

После некоторой паузы министры иностранных дел Армении и Азербайджана встретятся снова. За этот период стороны своими публичными заявлениями, можно сказать, еще больше укрепили свои позиции. После заявления Пашиняна в Степанакерте, из Баку были замечены некоторые беспокойные движения. Заявления властей Азербайджана свидетельствуют о том, что там стали понимать, что напрасно рассчитывать на неуместные уступки со стороны Пашиняна.

Недавно Пашинян вновь коснулся вопроса Арцаха, заявив, что Армения и Арцах не пойдут на урегулирование проблемы под влиянием угроз. Если Азербайджан говорит, что Карабахская проблема может быть решена только на основе принципа территориальной целостности Азербайджана, то есть, только если Карабах будет включен в состав Азербайджана, если их принцип настолько категоричен и не признает компромиссов, тогда наш принцип таков: «Арцах – это Армения, и точка», – заявил Пашинян на пресс-конференции в Ванадзоре, касаясь замечания о том, что его заявление, сделанное в Степанакерте 5 августа, стало поводом для широких дискуссий.

Он добавил, что его заявление в Степанакерте вызвало значительные и бурные дебаты, но заявлению от 5 августа предшествовало заявление от 12 марта, в котором он сказал, что армянская сторона должна получить разъяснения о том, что означают Мадридские принципы, каков диапазон возможностей Мадридских принципов, в частности, по вопросу статуса Карабаха. Только после этого можно будет сказать, являются ли эти принципы приемлемыми или нет? «Более того, я неоднократно заявлял, что любое решение по карабахскому вопросу должно быть приемлемо как для народа Армении и Нагорного Карабаха, так и Азербайджана. И я был единственным из лидеров Армении, которой говорил о необходимости приемлемости решения также для народа Азербайджана, за что подвергся в Армении бурной критике. И я также довольно четко заявил, что ожидаю аналогичного заявления от властей Азербайджана. С момента моего заявления прошел год, но руководство Азербайджана не сделало аналогичного заявления и вместо этого объявило, что вопрос может быть решен по одному принципу – в рамках территориальной целостности Азербайджана. Тогда как во время неофициальных обсуждений с сопредседателями Минской группы было сказано, что переговоры предполагают, что статус Карабаха может быть разным, вплоть вне состава Азербайджана», – сказал Пашинян, отметив: «Если Азербайджан скажет, что есть только один вариант, вышеупомянутый, то мы можем заявить, что если их принцип столь категоричен и не предполагает компромисса, значит, нашим принципом должно стать «Арцах – это Армения, и точка».

Фактически, Пашинян отвечает Алиеву уже без переговоров, диктуя в определенной степени возможную повестку переговоров, вокруг чего может вестись разговор, если Азербайджан продолжит демонстрировать бескомпромиссную позицию.

Свои взгляды на нынешнюю атмосферу в переговорном процессе по Карабаху представил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ, бывший заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза. В интервью «168 жам» он сказал: «Я знаю, что на самом высоком уровне в Баку сформировался новый уровень доверия к намерениям премьер-министра Пашиняна. Мне известно, что высшие власти Баку хотят продвинуться вперед с премьер-министром Пашиняном в урегулировании вопроса, но всегда есть сомнения в том, сможет ли премьер-министр Пашинян эффективно консолидировать свою собственную политическую силу, поскольку старая система работает против него, продолжается конкуренция, давление. Поэтому я думаю, что этот вопрос замедлил прогресс и оказывает давление на премьер-министра Пашиняна».

Затем он добавил: «Это проблема не только настоящего, но и последних 20 лет, когда Тер-Петросян был близок к прорыву, и оказался под огромным давлением, после чего последовало трагическое событие в Национальном Собрании Армении, а затем во время правления Саргсяна, несколько лет назад также возникла ситуация, когда стороны были близки к прорыву. После Апрельской войны Путин выступил с несколькими примечательными предложениями, за которыми последовал захват полка ППС . То же самое, по моему мнению, происходит и сейчас, когда идет процесс над Робертом Кочаряном, Карабахская группа весьма активна, и я думаю, что их поддерживают такие круги в США, как Армянский национальный комитет, который не хочет урегулирования и всегда выступал против него, независимо от того, как мы пытались добиться прогресса. Они всегда были на антиармянском волне. Кен Хачикян даже назвал Сержа Саргсяна предателем. Я думаю, что то же самое происходит с Пашиняном, в этом нет ничего нового».

Фактически, Брайза, который близок к азербайджанским властям, четко отметил, что азербайджанская сторона надеялась получить уступки от Пашиняна, но в Армении, как и его предшественники, подвергается давлению. Примечательно упоминание Брайзой о предложениях Путина после апрельской войны.

Кстати, бывший американский сопредседатель также сослался на Мадридский документ, добавив, что не знает, вокруг чего сейчас ведутся переговоры: «Мадридские принципы являются наиболее всеобъемлющими, логичными и наилучшими рамками, на мой взгляд, для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, это базовое соглашение между президентом Саргсяном и Алиевым, которое они так и не смогли довести до завершения. Важнейшим вопросом является то, что окончательный правовой статус Нагорного Карабаха будет определен референдумом, и в то же время Нагорный Карабах будет иметь временный статус». Фактически он косвенно намекнул, что не знает, сохраняются ли сегодня принципы временного и окончательного статуса Нагорного Карабаха или нет.

Касаясь заявления бывшего посла США в Баку Мэтью Брайзы, Пашинян сказал, что если бы было так легко решить проблему, то она была бы решена еще в то время, когда сопредседателем был Брайза. «Решать не Брайзе. Кстати, кем работает Брайза, бывших послов очень много, давайте уточним, кем работает Брайза, может, у него есть более подходящее занятие, потому что с тех пор, как он был сопредседателем, много воды утекло. Уверен ли он, что владеет всем в достаточной степени? Например, я не уверен», – сказал Пашинян.

Следует отметить, что Армения и Азербайджан в этот промежуток времени готовятся к военным учениям. Масштабные командно-штабные учения в Армении пройдут с 24 сентября по 5 октября. Армянские вооруженные силы проведут беспрецедентные стратегические учения, сообщил пресс-секретарь Министерства обороны Арцрун Ованнисян. Учения планируется провести на всей территории Армении.

А в Азербайджане тем временем уже начались масштабные военные учения с участием войск, различных воинских частей и соединений. По сообщениям азербайджанских СМИ, в учениях принимают участие до 10.000 военнослужащих, более 100 танков и бронетехники, 120 ракетно-артиллерийских систем и минометов, до 20 единиц армейской и штурмовой авиации, а также беспилотные летательные аппараты.

Эмма ГАБРИЕЛЯН / Газета «Аравот», 18.09.2019г