АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКА

Почему Алиев помиловал осужденных на Новруз?

По случаю приближающегося праздника Новруз в Азербайджане проведена широкая амнистия — указом президента помилован 431 человек. Можно ли говорить о либерализации в прикаспийской республике или ее власти не готовы заходить слишком далеко?

Многие блоггеры и комментаторы, описывая мартовскую амнистию, отмечают ее беспрецедентный характер. Это одновременно так и не так. Инструмент помилования по случаю праздничных дат применяется в Азербайджане не первый год. Можно вспомнить, как по случаю столетия «первой республики» было помиловано более 600 заключенных. Пятью годами ранее, к 90-летию со дня рождения Гейдара Алиева под амнистию попали 9000 человек! Помилования объявлялись также в 2007 и в 2009 гг. Однако оппозиционеры и правозащитники указывали, что щедрость властей обычно не распространялась на «узников совести» (по их данным, 120 человек). 51 человек из этого списка попал под нынешнюю амнистию.

И всё же говорить о либерализации преждевременно. Во-первых, многие, кто считается осужденными по политически мотивированным причинам, продолжают оставаться в тюрьмах (например, известный журналист Афган Мухтарлы). Во-вторых, азербайджанские власти и ранее умели сочетать методы давления с «оттепелями». И многие оппоненты президентской команды, пройдя через испытание несвободой, затем получали условно-досрочное освобождение, а некоторые даже политическое убежище за рубежом.

Ильхам Алиев не заинтересован портить отношения США и ЕС. «Оттепели» для него — инструмент торга в диалоге с западными партнерами. Азербайджанские власти понимают, что экономический потенциал, энергетические ресурсы страны, светский характер власти делают ее привлекательным партнером Вашингтона и Брюсселя, которые, к тому же, опасаются, перехода Баку в сферу влияния Москвы. Однако позволить полное сползание к авторитаризму своего стратегического партнера там тоже не хотят. Как следствие – резолюции, заявления, публикации в СМИ, в которых правление Алиева подвергается жесткой критике. Отсюда, необходимость идти на уступки. Впрочем, и внутри страны инструмент помилования для Алиева важен. Щедрый жест властей подается, как проявление доброй воли, шаг к примирению с оппозиционерами. Это воспринимается критиками власти по-разному, множится число споров и противоречий между ними. Риторический вопрос, кто в этой ситуации становится бенефициаром.

Сергей Маркедонов/Bunin & Co

Добавить комментарий