АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Кремль не поддерживает Кочаряна как политика — российский эксперт

В России на высшем уровне поддержки Роберту Кочаряну как политику нет: Офицеров-Бельский

Дмитрий Офицеров-Бельский

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Дмитрий Офицеров-Бельский ответил на вопросы телеграм-канала Баграмяна 26.

Ниже представляем текст интервью:

«БГ26: Россия главный партнёр Армении. В последнее время много говорится о беспрецедентной напряжённости в отношениях Москвы и Еревана. Вы видите подобное напряжение?

Офицеров-Бельский: Безусловно, такое напряжение есть и отчасти оно связано со спецификой российской политики на постсоветском пространстве. Отношения с наиболее близкими партнерами по ЕАЭС и ОДКБ разворачиваются сразу во многих сферах – обороны, экономики, выработке общей позиции по актуальным международным вопросам. Однако множественные механизмы взаимоотношений парадоксально сочетаются с очень узким набором игроков, с которыми Кремль прежде имел дело.

Внутриполитическая стабильность на постсоветском пространстве является чрезвычайно чувствительным вопросом, по причине чего Кремль, дабы не порождать у своих партнеров избыточных опасений по поводу своей политики, всегда контактировал почти исключительно с действующей властью. Этому способствовало и то, что власть в постсоветских странах почти всегда очень консолидирована. Так было и в Армении и, с определенными оговорками, такую картину мы наблюдаем и сейчас. Другое дело, что консолидированная власть и сильная власть – это совершенно не синонимы. Сказать, что власть Н.Пашиняна сильна пока еще очень сложно.

После апрельской революции перед Кремлем встал вопрос – кто такой Н.Пашинян? Прежде его не воспринимали как политика с потенциалом (фракция «Елк» занимает всего девять мест в парламенте) и, соответственно, обнаружился дефицит понимания его будущей политики и приоритетов. Опасения усиливались негативным опытом цветных революций, следствием которых очень часто было изменение внешней политики в антироссийском ключе. Впрочем, если уже говорить о моем личном мнении на этот счет, то слишком сильная привязанность к прежнему опыту зачастую мешает выработке адекватного внешнеполитического курса.

В свою очередь Н.Пашинян, придя к власти, практически не имел каналов для общения с Кремлем и не всегда действовал аккуратно, как это было в случае с Ю.Хачатуровым, в вопросах энергетики. Так что еще потребуется некоторое время для налаживания взаимопонимания, которое надо постараться использовать продуктивно обеим сторонам. Н.Пашиняну необходимы прямые контакты с Кремлем, в том числе неофициальные, параллельные дипломатическим и способные замещать их. В целом же, если резюмировать – напряжение постепенно спадает.

БГ26: Многих интересует, поддерживает ли Москва Роберта Кочаряна. Есть ли у Кочаряна поддержка из Москвы? Речь не о крупных армянских бизнесменах, которые по нашим данным, на стороне второго президента. Речь о поддержке Кремля.

Офицеров-Бельский: На высшем уровне поддержки Роберту Кочаряну как политику нет, но есть заинтересованность в том, чтобы конфликтные вопросы были решены максимально компромиссным путем. Однако важно понимать и то, что Россия – очень большое государство с очень разветвленными интересами и большим количеством заинтересованных игроков во власти. Не сводить всю российскую политику к единой позиции Кремля, в котором тоже представлены очень разные мнения. Принципиальная позиция по ключевым вопросам может быть только одна, но текущий процесс – это несколько иное, в нем больше вариаций. Поэтому на разных уровнях определенная поддержка, пусть даже не самой фигуре Кочаряна, а людям, связанным с прежней властью, безусловно есть. Существуют накопленные позитивные контакты, которые в Москве постараются сохранить, не вмешиваясь при том во внутриполитические вопросы в Армении.

БГ26: В Москве, несомненно, следили за тем, сколько народу придет на митинг 17 августа. Сегодня полиция назвала цифру — 150 тысяч человек. Примерно столько же собирались в дни протестов. Что означает для Москвы подобная поддержка правительства Пашиняна от народа спустя 100 дней правления?

Офицеров-Бельский: Разумеется, в Москве обратили внимание на этот факт, но ни в коем случае не переоценивая его. Мандат народной поддержки важен для самого Н.Пашиняна, которому сейчас очень нелегко. Если бы власть была сильна, то к таким инструментам не имело бы смысла прибегать. Теперь необходимо, чтобы период политической санации вовремя сменился действенными экономическими, политическими, судебными реформами. Иначе Армению может постигнуть разочарование, а этого бы не хотелось.

БГ26: Во время протестов Москва никого открыто не поддерживала и в итоге приняла выбор народа. Этот подход актуален и сейчас или Москва может пересмотреть его в пользу кандидата, обещающего стопроцентную пророссийскую политику?

Офицеров-Бельский: «Пророссийская» и «антироссийская» политика – эти понятия представляют собой не просто анахронизм, они всегда были очень далеки от реальности. Просто теперь это стало особенно очевидно и в целом такой стиль мышления постепенно выходит из употребления в российских властных кругах.

Делать ставку в нестабильной системе на одного игрока очень неразумно. Возвращаясь к фигуре нынешнего премьер-министра, я должен сказать, что в Москве не видят необходимости в его стопроцентно пророссийской политике. Политика Н.Пашиняна проармянская и то, что так должно быть, все хорошо понимают. Речь больше идет о том, чтобы стороны были предсказуемы друг для друга и умели решать вопросы в режиме диалога и консультаций, что предполагается в случае России и Армении как глубиной сотрудничества, так и членством в ЕАЭС и ОДКБ. Сила и жизнеспособность этих организаций невозможна без сохранения режима сотрудничества при любой смене правительств и первых лиц.

Политика России на постсоветском пространстве в ближайшее время должна серьезно измениться. Не только в Армении в этом году сменился посол, назначение получили фигуры крупного калибра в Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане. Характерно то, что у нового посла в Армении, как и посла в Казахстане, имеется большой опыт взаимодействия именно с международными организациями. Их опыт – значимый показатель дальнейшего вектора российской политики взаимоотношений с соседями».

Добавить комментарий