Хорошо то заявление, за которым можно спрятаться
Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев в ответе на письмо первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина заявил, что «Приостановка вещания радио Sputnik в Нагорном Карабахе связана с заявлением премьера Армении Никола Пашиняна о том, что Ереван готов признать территориальную целостность Азербайджана и зафиксировать территорию Армении в границах 1991 года». Днем ранее на то же заявление сослалась представитель МИД РФ Мария Захарова в ходе своего традиционного брифинга (по которым мы, увы, не успели соскучиться за время ее отпуска). Она решила «напомнить, что нынешняя ситуация в Лачинском коридоре стала следствием признания Арменией Нагорного Карабаха частью территории Азербайджана».
Во-первых, никакого «признания» не было. Была выражена готовность признать «территориальную целостность Азербайджана», при условии, что Баку признает территориальную целостность Республики Армения.
Во-вторых, «нынешняя ситуация в Лачинском коридоре» следствие не «признания», и даже не заявления о готовности признания Арменией Арцаха в составе Азербайджана, но банальной неспособности или нежелания российской стороны выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению охраны и контроля на Лачинском коридоре.
В-третьих, если уж заявления Пашиняна лежат в основе действий России, почему же во время войны 2020 года президент РФ Владимир Путин прикрылся тем, что «боевые действия ведутся не на территории Армении»? Ведь тогда последним заявлением Пашиняна было то, что «Арцах – это Армения и точка».
Вопрос, конечно, риторический. Разумеется, в Москве слышны только те заявления, которые выгодны с точки зрения оправдания своих неудач и бездействия. А спектр и ассортимент таких заявлений уж очень широк. Так что, следует ожидать, что Кремль и дальше будет прятаться за различными заявлениями, не желая признавать факта неспособности соблюдать прямо взятые на себя обязательства.
И если раньше и было желание понять, помочь и, возможно, пересмотреть какие-то пункты союзничества и сотрудничества, то сейчас нет никаких гарантий, что даже после пересмотра эти договоренности будут работать. Лучше, все будет идти по инерции, а там может и произойдет какое-то спасительное чудо, на которое, конечно, не стоит рассчитывать.