АНАЛИТИКАВ МИРЕ

Над регионом сгущаются тучи

На саммита G20 США и Индия достигли отдельной договоренности о налаживании нового пути по доставке грузов из индийских портов в Европу. Источники, близкие к переговорам утверждают, что намечается маршрут Индия-Саудовская Аравия-Израиль-Европа. Турция выпала из этого проекта. И сразу пошла информация, что Анкара и Пекин почти пришли к согласию о строительстве второй АЭС в западной Фракии. Хотя одновременно шли переговоры с Росатомом. Об окончательной сделке пока говорить рано. Однако азербайджанские источники намекают, что на этом пути почти снято главное препятствие — уйгурский вопрос, долгие годы служивший инструментом давления на Китай со стороны Турции. Правда, с подачи западных стран, как утверждают бакинские аналитики. С этой проблемой, кажется, покончено: если речь идет о многомиллиардных сделках, можно и на время или же насовсем отложить проблему “уйгурского гетто” в Китае.

На этом фоне пошла информация, что президент США собирается провести саммит со всеми главами стран Центральной Азии. Центрально-азиатский регион занимает ключевое место в планах реализации китайской коммуникационно-инфраструктурной программы “Один пояс-один путь” или “Новый шелковый путь” с выходом на европейские рынки. Собирается ли президент США включить Среднюю Азию в программу “Индийского пути”?

Вся деликатность ситуации в том, что выпавшая из американо-индийской обоймы Турция серьезно приступает к реализации проекта “Среднего коридора”. В этих целях в Казахстане побывал министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, а через неделю на саммите глав среднеазиатских стран в качестве почетного гостя присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Турция и Азербайджан активно контактируют с Ираном, считая, что Тегеран — единственный актор в регионе, который препятствует “открытию Зангезурского коридора”.

В ход пошли аналитические выкладки в турецкой и азербайджанской прессе о том, что у Ирана нет ни намерений, ни тем более, сдерживающего потенциала, чтобы применить военную силу “против двух мощных турецких государств, если они решаться силой реализовать свои планы”. Речь, конечно же, идет об открытии “Зангезурского коридора”. Хотя в своей речи в Душанбе, на саммите глав среднеазиатских стран Ильхам Алиев акцентировал внимание на модернизацию железнодорожной ветки Баку-Карс, собственного торгового флота на Каспии и портовой инфраструктуры. В ход, кажется, пошла турецкая дипломатия.

В одном из аналитических материалов азербайджанской прессе мелькнула идея о том, что Турции задела факт игнорирования США и Индией ее значимости в реализации плана “Индийского пути”. А выбор сделали  впользу Израиля: по идее, ключевым портом на этом пути станет Хайфа, а могли бы выложить средства для модернизации турецкого порта Мерсин.

Сделал ли Эрдоган окончательный выбор в пользу китайской программы, или ему хочется быть ключевым игроком в обеих программах? Удастся ли президенту США “переориентировать” страны Центральной Азии с китайского направления на индо-американский? Две из пяти центрально-азиатских стран — Казахстан и Киргизия состоят в ОДБК и ЕАЭС. Уступит ли Москва “российский Туркестан”США?

Над нашим регионом тучи сгущаются. Могут последовать процессы конфронтационного характера. Самое интригующее в данной ситуации то, что все аналитики о России говорят как об уходящем акторе. А официальная Москва заверяет, что Россия была, есть и останется составной частью Кавказского региона. Вашингтон явно препятствует реализации китайского проекта “Один пояс-один путь”. Турция позиционируется как стратегический партнер Китая, вкупе с Пакистаном и странами Центральной Азии. Даст ли Ильхам Алиев через Азербайджан свободный коридор России для прямого железнодорожного сообщения с Ираном? Все, кажется, сводится к проблеме открытия “Зангезурского коридора”.

На днях премьер-министр Армении твердо заявил, что этого не будет, а вице-премьер России Оверчук косвенно анонсировал новый раунд переговоров между Россией, Арменией и Азербайджаном по проблематике открытия региональных коммуникаций. Правда, он сделал оговорку, что всему мешает гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе. По нашим сведениям, командование РМК в Нагорном Карабахе ведет интенсивные переговоры с азербайджанской стороной по вопросу доставки в Степанакерт гуманитарных грузов через Агдам. Конкретных результатов пока нет. Баку не пускает через незаконно установленный ППП даже фуру МККК.