Баку поменял логику, но от войны не отказывается
В начале июня председатель Совета ЕС Шарль Мишель анонсировал новую трехстороннюю встречу 21-ого июля, однако 13-ого июля премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян заявил, что встреча с Мишелем и Алиевым пройдет 15 июля. В свете данного события июльская активация азербайджанских ВС после недолгого относительного затишья становится более объяснимой. Перед переговорами Баку всегда старался максимально обострить ситуацию на границах, пытаясь выторговать что-либо в обмен на стабильность.
Однако после развязанной Азербайджаном агрессии в 2020г. и особенно в течение семимесячной блокады Арцаха, в результате которой гуманитарная катастрофа становится все более неизбежной, попытки выторговать что-то в обмен на обещание «мы не будем стрелять» как минимум смешны. Это понимает и Алиев, поэтому то, что когда-то было основной целью эскалации, теперь является необязательным бонусом.
Иначе говоря, если прежде обострение на границе перед переговорами преследовало единственную цель — давления на армянскую сторону с целью выторговать преференции, то сейчас эскалация вместе с дезинформацией о якобы нарушении режима прекращения огня с армянской стороны является попыткой легитимировать грядущие военные действия того или иного масштаба.
С учетом вышесказанного весьма любопытна география обстрелов. Если прежде основными направлениями обстрелов азербайджанских ВС были новые позиции на восточном направлении, прилегающие к оккупированным землям Арцаха, то в последнее время под азербайджанский обстрел все чаще попадают позиции в Арарате — на границе с Нахиджеваном, в частности, в направлении сел Ерасх и Паруйр Севак.
В Баку считают вопрос Арцаха если не решенным, то очень близким к решению. Поэтому в вопросе других армянских территорий исходят из той же логики: пугать, обстреливать, отстреливать, начать войну. Но вопрос Арцаха не решен и даже не движется в этом направлении. А это основная ошибка в логике официального Баку. Остальные ошибки, которые в конце концов обеспечат провал указанной схемы, — лишь цепочка неправильных выводов из-за неправильной предпосылки.
Единственное, чего таким образом может добиться Алиев, – полномасштабная война во всем регионе, которая обернется тотальной гуманитарной катастрофой и закончится поражением всех участвующих сторон. А некоторые участники, вроде непонятных гособразований вековой давности, и вовсе могут не пережить эту войну.