Дай только инфоповод: азагитпроп снова в деле
Азербайджанские СМИ в последнюю неделю несколько отошли от своей основной темы – Армении и армян. Связано это было в основном с визитом президента Израиля Ицхака Герцога в Баку. Надо было объяснить населению, почему они дружат с заклятым врагом своего единоверца и соседа, максимально растиражировать тезис о том, что «Иран сам виноват в натянутых отношениях с Баку», и, на всякий случай, напомнить, что «Азербайджан самостоятельное государство, которое проводит самостоятельную политику».
Однако, 4-ого июня в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» Маргарита Симоньян дала такой инфоповод, которым грех было не воспользоваться. Она, в частности, заявила:
«Россия присоединяла к себе нации, этносы, страны, некие сгустки племен каких-то, с отсутствующей государственностью, в том числе и мой этнос – армянский, и позволяла этому этносу развиваться согласно его культуре, его ценностям, его языку. Это происходило на всем протяжении существования Российской империи со всеми этносами, которые присоединялись».
На основании этой мысли, СМИ Бакинской республики сделали «гиперлогичный» вывод: Симоньян подтвердила, что в Армении нет многовековой традиции государственности. Некоторые пошли дальше и сделали вывод о том, что в Армении до вхождения в состав Российской империи жили «сгустки племён». Они и правда жили, но не те, о которых намекает азербайджанская пропаганда: то были «сгустки» тюркских племен.
Симоньян, конечно, сформулировала свою мысль крайне неудачно. Но, справедливости ради, следует отметить, что в данном конкретном случае она не говорила того, что ей приписывают азербайджанские СМИ. Да и тема обсуждения была другой: империализм в западном и российском проявлениях. Таким образом Симоньян пыталась противопоставить деятельность Российской империи, которая позволяла своим подданным «развиваться согласно их культуре, ценностям, языку», политике США, по «выжиманию всех соков из сателлитов». Истинность ее утверждений о либеральности Российской империи — предмет для отдельного исследования. Но да Бог с ней, нам не привыкать к сомнительным мыслям госпожи Симоньян.
Что касается традиции армянской государственности, которую так рьяно пытаются стереть и размыть различные тюркские режимы, то история Армении до 301-ого года, когда Армения официально приняла христианство, известна миру преимущественно из неармянских источников. О своих отношениях с Арменией писали ассирийские, персидские, римские, греческие и другие правители и историки, которых сложно обвинить в армянофилии, так как зачастую они писали об армянах как о противниках. Азербайджанская пропаганда и, если можно их разделять, историография предпочитают игнорировать эти источники, как, собственно, и сам факт существования армянских государств.
Примечательно, что согласно азербайджанским школьным учебникам Маннейское царство (X-VII вв. до н.э.), Атропатена (IV-III вв. до н.э.), Кавказская Албания (I в. до н.э. – 7 в. н.э.) действительно существовали, но вот незадача – такого соседа как Армения не было. А еще, все перечисленные, согласно азербайджанским историкам, являются предками азербайджанцев.
Каким же великим будет для азербайджанских историков «открытие» государства Урарту, (Ванское царство), четырех армянских династий, разрозненных армянских царств после падения Багратидов, княжества Закаридов, Киликийского царства, Арцахских княжеств…
А в целом, грустно, когда о традициях говорит государство, которому чуть больше века, и население которой получило созвучный с названием государства этноним спустя почти 20 лет после его создания.