АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКААРМЕНИЯВоенные преступления Азербайджана и армянофобияКОНФЛИКТЫ

Цели и методы Азербайджана в текущей войне. Часть 1-ая

В информационном потоке, большая часть которого является откровенным информационным мусором и внутриусобной грызней, с темами-бабочками и отсутствием какого-либо глубокого смысла, как правило теряются и смываются действительно важные темы. Другие важные темы, которые остаются на повестке, отходят на второй план и со временем становятся привычными. Именно таким образом «обычными» стали блокада Арцаха, установка КПП, постоянные обстрелы территории Армении… В беспорядочном потоке информации с повестки потерялись и рассуждения о целях Азербайджана в продолжающейся войне. Эти цели не меняются на протяжении последних нескольких десятилетий. Если точнее, то цель одна – занять армянские территории (при чем не только Арцах) и стереть оттуда армянский след. Остальные действия лишь методы достижения этой цели. Самым свежим примером примером является историко-культурное наследие на окуппированных в 2020г. территориях Арцаха, до этого — Хачкары Джуги в Нахиджеване. Разрушения армянских кладбищ, осквернение армянских церквей начались еще в АзССР, однако новый импульс получили после распада СССР.

Ни для кого не секрет, что Арцах, как и остальные армянские территории, нужен Азербайджану без армян. И никогда раньше Азербайджан не был так близок к установлению своего контроля над Арцахом. Если это каким-то образом станет реальностью, Баку на этом не остановится и начнет более активно выдвигать претензии уже к пресловутым 29,800 кв. км Республики Армения.

После полномасштабной агрессии 2020г. Азербайджан методично проталкивает свою повестку и достигает промежуточных результатов посредством угроз, применения силы, шантажа. Методы Баку условно можно разбить на три группы: социально-экономические, психологические и силовые.

В числе социально-экономических методов отдельно стоит отметить перекрытие Лачинского коридора «экоактивистами», а затем и установка КПП на нем. Действие направлено на экономическую изоляцию Арцаха и созданию социальных проблем. Периодическое перекрытие газоснабжения в Арцах, особенно в зимние месяцы, также имело цель ухудшить экономическую ситуацию.  «Внезапная» авария на единственной высоковольтной линии из Армении в Арцах и препятствование Азербайджаном устранению этой аварии создает не только социально-экономические проблемы, но и приближает гуманитарную и экологическую катастрофу, так как вынуждает Арцах использовать воду из Сарсангского водохранилища для выработки энергии. Водные ресурсы хранилища уже достигли критического предела в 88 миллионов кубометров и приближаются к непригодному для использования объему в 70 миллионов кубометров.

Психологическое давление оказывается посредством информационных атак и политических заявлений отдельных чиновников, в том числе президента Азербайджана. Работающая практически беспрерывно пропаганда Азербайджана (практически все СМИ и ТГ каналы на работающие в этой республике) распространяет либо откровенную дезинформацию, либо граничащие с ней тезисы. Эти тезисы, в свою очередь, генерируются в основном аппаратом президента Азербайджана. Сам Алиев тоже периодически выступает с подобными тезисами, какими, например, являются его высказывания о «реинтеграции» армян Арцаха и предложения о получении азербайджанского гражданства, альтернативой чему является выезд из Арцаха. Психологическое давление на армянское население направлен на демонстрацию «власти и решимости Азербайджана».

Силовые методы, в основном провокации, диверсионные проникновения, обстрелы мирных жителей и т. д. также несут в себе элемент психологической и информационной войны. Но основная цель все же ослабление обороноспособности армянской стороны. Среди побочных целей силовых акций в Арцахе – окончательная дискредитация и вывод РМК, который и так, скорее всего, случится в 2025-ом году. Но настоящая розовая мечта Азербайджана — это расформирование Армии обороны Арцаха, чтобы после выхода российских миротворцев этническая чистка не встретила организованного сопротивления.

По большому счету эти методы, кроме психологических, срабатывают: расчеты азербайджанской стороны на то, что терроризм в очередной раз сойдет с рук, оказываются вернее, чем упование армянской стороны на международное право, Международный суд и исполнение положений Трехстороннего заявления.