АНАЛИТИКА

Что было бы, если бы… Чему учит история?

История не терпит сослагательного наклонения. Безусловно, нельзя с точностью сказать «что было бы, если бы…», однако это не означает, что история – это лишь хронологическая последовательность фактов разного уровня достоверности. История интересуется причинами и предпосылками, которые привели именно к этому, а не другому развитию событий. И в ходе такого анализа велик соблазн «поменять историю», пофантазировать или ретроспективой рассчитать другой – более «правильный» исход конкретной ситуации.

Например, как бы сложилась судьба Европы, если бы в тридцатых годах прошлого века европейские державы, с флагманской ролью Великобритании, не вели политику умиротворения Германии? С большой долей вероятности можно утверждать, что в таком случае не имел бы места в истории Абиссинский кризис 1934-36гг., последовавшие которому события сделали неизбежной масштабную войну в Европе. Тогда Великобритания и Франция, не желая толкать Италию в «союзнические объятия» Гитлера, закрыли глаза на агрессию против Эфиопии. Лондон опасался ситуации, в которой будет вынужден покинуть Средиземное море, а Париж к тому моменту все ещё надеялся на соглашение с Италией об обеспечении независимости Австрии.

Спустя всего полгода после активной войны в Эфиопии Германия ремилитаризировала Рейнскую область. Лига Наций пыталась изолировать Италию, хотя бы экономически. Полумеры не дали положительного результата, но подтолкнули Муссолини на присоединение к Гитлеру, таким образом окончательно и бесповоротно изменив баланс сил в Европе. Королевский флот хоть и остался в Средиземном море, находился уже во враждебной среде, а надежды Франции на независимую Австрию начали таять быстрее, так как Италия не нуждалась в нейтральном государстве между ней и Германией. Все это вскоре привело к аншлюсу Австрии Германией.

Еще через полгода были достигнуты Мюнхенские соглашения, по которым «великие державы Европы» слили Германии еще и Судетскую область Чехословакии и по сути положили начало расчленения Чехословакии. Премьер-министр Чемберлен был в восторге от этого соглашения и назвал его «миром с честью» и основой для долгосрочной спокойной жизни. Спустя чуть менее года началась Вторая мировая война.

Итак, чему нас учит применение политики умиротворения агрессора? Тому, что уступками агрессора не усмирить, это лишь подстегнет его аппетиты и уверит в правильности выбранной стратегии. В общем-то, можно сказать, для того и нужна история – чтобы анализировать, делать выводы и не повторять губительных ошибок прошлого.