Эрдоган vs Кылычдароглу: какой кандидат лучше для Армении?
В Турции завершился первый тур президентских выборов. По данным ЦИК Турции за действующего президента Реджепа Эрдогана проголосовали 49,4% избирателей, за его ближайшего соперника Кемаля Кылычдароглу — 45%. На третьем месте Синан Оган с 5,2% голосов.
В ходе голосования были попытки повлиять на ход выборов. Так сторонники Эрдогана раздавали ручки с логотипом правящей партии в одном участков, в Гиресуне были найдены бюллетени голосования за Эрдогана, да и сам Эрдоган раздавал деньги детям. Однако в целом выборы прошли без серьезных нарушений, о чем заявили не только власти, но и оппозиция.
Вне зависимости от ситуации в регионе и отношений с Турцией, Армении нельзя игнорировать столь важное событие в соседней стране. Армянские эксперты делали различные прогнозы на счет того, победа какого кандидата будет лучше для Армении.
С одной стороны, годы правления Эрдогана нельзя назвать благоприятным для Армении и остальных соседей Турции. Эрдоган, мягко говоря, националистически настроенный империалист, с явными османскими замашками и наверняка припрятанной где-то под подушкой картой «Великого Турана». Но он дорого обходится Турции, при чем как в политическом, так и в экономическом плане. Авторитарный стиль правления Эрдогана и его националистические взгляды вызывали некоторую напряженность в отношениях с соседями (особенно с Грецией, Кипром и Арменией). Периодические выпады против Израиля, Европы и США также ограничивали возможности для развития сотрудничества и партнерства, в том числе в рамках блока НАТО.
Правление Эрдогана сопровождалось и некоторыми экономическими проблемами, самыми очевидными из которых являются высокий уровень инфляции и нестабильность финансовых рынков.
От выступающего в противовес Эрдогану Кемаля Кылычдароглу эксперты ожидают либерализации Турции. Это может привести к смягчению некоторых напряженных аспектов в армяно-турецких отношениях. Возможно некоторое дистанцирование от Азербайджана и, как следствие, снижение военного давления на Армению через Азербайджан. Однако, следует оценить возможные экономические последствия этого сближения для Армении. Аналогичной ситуация может быть и в курдском и кипрском кейсах.
Победа Кылычдароглу может привести также к изменениям в турецкой внешней политике в сторону более прозападного курса. Это может снизить влияние Турции в регионе и изменить динамику сил между различными акторами. Россия может потерять ситуативного союзника в лице Турции, который был важным партнером во многих вопросах, включая энергетику, безопасность и региональные конфликты. Потеря Турции в качестве важного партнера может заставить Россию сделать более четкую и сильную ставку на самого непримиримого противника Турции — Армению. В таком случае, Москва может укрепить свою поддержку Армении в различных сферах, включая военное сотрудничество, политическую поддержку и экономическое сотрудничество. Это может привести к укреплению позиции Армении и изменить баланс сил в регионе.
Однако, следует отметить, что ожидания и предположения о политических изменениях после выборов могут быть подвержены изменениям и непредсказуемым факторам. Реальные последствия будут зависеть от действий Кылычдароглу после возможной победы. Полностью самостоятельную политику он не проводить не сможет, так как парламент остался за альянсом Эрдогана (321 место из 600). Не менее важной является реакция других стран на новую политику Турции.
В целом же, независимо от того, кто будет президентом Турции, политика этой страны в отношении армян и Армении не претерпит серьезных стратегических изменений. Методы и инструменты давления могут поменяться, однако сама политика Турции все равно будет направлена на нейтрализацию угрозы, которую она видит в существовании государства Армения. В стране, где армянские корни политического оппонента могут служить в качестве компромата на него, иначе и быть не может.
Что касается однозначно благоприятного сценария для Армении, то его просто нет, так как отсутствует четкая формулировка и стратегия возможных отношений с Турцией. Иначе говоря – неизвестно конкретно чего мы хотим от этих отношений. Если опираться на реакционизм, т.е. исходить из логики «око за око», то самым благоприятным развитием, безусловно, будет временная нестабильность, беспорядки, столкновения на фоне выборов, и, как следствие, ослабление Турции. Вероятность развития ситуации в этом направлении будет вырисовываться четче с приближением дня голосования второго тура 28-ого мая.