Иллюзий все меньше… Россия не может считаться гарантом безопасности
Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года денонсировано. Случилось это не по обоюдному согласию сторон, а по инициативе Азербайджана и молчаливого (по крайней мере публично) согласия России. Протесты армянской стороны по поводу установки КПП, как, впрочем, и ранее — по поводу блокады Арцаха «экологами», не возымели никакого эффекта. Во многом именно молчание и отсутствие действенных шагов со стороны мирового сообщества и, в частности, гаранта соблюдения трехстороннего заявления – России, привели к тому, что в Баку окончательно уверились в своей безнаказанности и решили отменить «экоспектакль» и установить уже полноценный КПП на подконтрольной РМК территории. Как выяснилось уже постфактум – российская сторона была проинформирована о создании КПП. Более того – МИД Азербайджана заявил, что «указанный механизм контроля будет осуществляться во взаимодействии с российским миротворческим контингентом». Российская сторона молчит. Напрашивается вопрос – а что дальше? Может и этническую чистку «проведете совместно»?
О согласованной позиции Баку и Москвы говорит и то, что официальный МИД Азербайджана не использует термин КПП, так как ранее на пресс-конференции с азербайджанским коллегой в Баку Сергей Лавров заявил, что «в Лачинском коридоре никаких КПП не предусмотрено». Баку использует термин «механизм контроля», который во время упомянутой пресс-конференции как раз не исключил Лавров.
Кроме схожей терминологии и молчания Москвы, о согласованности действий российской и азербайджанской сторон говорит и информационное поле. То, что азербайджанская пропаганда должна была по команде начать распространять тезисы о «переброски вооружения и личного состава» из РА в Арцах, «незаконном минировании азербайджанской территории» и прочих сказок было ясно заранее. Однако, российские СМИ и телеграм-каналы с таким рвением взялись за эти тезисы, что сомнений в централизованной координации практически не осталось. Причем, смакуют они это якобы «прозападностью» Армении, по формуле «Ах, вы на Запад? А мы тогда не будем с вами играть».
Конечно, очень хочется верить, что лица, принимающие решения от имени России, не могут вести себя как обиженная девочка. Очень хочется, но не получается.