Армения-Иран-Индия: ось сопротивления пантюркизму
19-го апреля в Армении состоялось важное политическое событие, которое может положить начало новому стратегическому союзу. В МИД Армении состоялись первые трехсторонние политические консультации Армяния-Индия-Иран. Как позже сообщил глава департамента Западной Азии МИД Ирана в Твиттере, коридор Север-Юг и соединение Чабахара и Армении с Индией автомобильными и железными дорогами были главной темой обсуждения.
Как заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе одного из заседаний правительства, Южный Кавказ имеет очень важное значение для глобальных логистических проектов, и Армения, как одна из стран региона, имеет большой потенциал в этой сфере. Правительство Армении намерено реализовать проект “Армянский перекресток”, который позволит соединить Восток-Запад и Север-Юг по территории Армении.
Армянское направление является наиболее предпочтительным и для Ирана, отношения с Азербайджаном у которого крайне напряжены после войны в Арцахе. Для Индии Армения также имеет стратегическое значение, учитывая тесные военные контакты Азербайджана и Турции с Пакистаном. Неслучайно последнее время все чаще в СМИ появляются публикации о военных поставках Индии в Армению.
Иранский политический эксперт Пуйа Хоссейни в беседе с Инфотека24 прокомментировал важность данных консультаций. Ниже представляем комментарий эксперта:
“Tрехстороннюю встречу Индия-Иран- Армения в Ереване и ее важность можно рассмотреть с разных сторон. Рост геополитических, экономических, политических угроз и угроз безопасности со стороны Баку и Турции, которые, так или иначе, поддерживали Пакистан в своих целях, заставил такие страны, как Иран и Индия, задуматься об увеличении своего сотрудничества с Арменией в регионе Южного Кавказа. Кажется, что у этих трех стран есть общие интересы, которые могут объединиться, чтобы сформировать мощный фронт. Не только Иран предупреждает о турецком османизме и его колониальном и агрессивном подходе к возрождению турецкой империи путем формирования пояса так называемых тюркских стран на Кавказе и в Средней Азии. Армения, Греция, Индия, Кипр и т. д. входят в число стран, стремящихся справиться с опасными геополитическими последствиями амбиций Эрдогана путем создания экономических союзов, союзов в сфере безопасности и военных. Понимая важность присоединения к этим альянсам, Иран также предпринимает шаги по улучшению своих возможностей для борьбы со зловещим альянсом Баку, Турции и Пакистана.
После нагорно-карабахской войны 2020 года и смещения баланса сил на Южном Кавказе в сторону Турции Индия выразила обеспокоенность перспективой соединения Европы и России с индийскими портами через Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC). Армения и Азербайджан являются участниками Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), однако, с точки зрения Нью-Дели, усиление турецкого влияния в регионе особенно важно, учитывая прекрасные отношения Пакистана с Анкарой и поддержку Исламабадом Баку. Во время карабахской войны это может вызвать много проблем. Именно в этом контексте Индия присоединилась к Ирану, чтобы направить решительные дипломатические послания Азербайджанской Республике после конфликта и продолжения стремления Баку открыть “Зангезурский коридор”.
Обеспокоенность Индии продолжающейся нестабильностью в регионе в значительной степени вызвана опасениями по поводу угрозы безопасности коридора INSTC , который усиливает роль Индии, Ирана и Армении в соединении Персидского залива с Черным морем. Обеспокоенная тем, что формирующаяся ось Турция-Азербайджан-Пакистан поставит под угрозу ее крупный логистический проект, а в других областях, таких как Кашмир, их позиция станет более решительной, Индия действует в целях защиты своих региональных геополитических и геоэкономических интересов.
После войны 2020 года Армения была политически и экономически изолирована в регионе. Неспособность Еревана воспользоваться возможностью, предоставляемой китайской инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП), — в основном из-за плохой инфраструктуры — привела к тому, что крупная азиатская держава не могла вкладывать значительные средства как в политическую, так и в экономическую сферу страны. В отличие от этого, Ереван сделал шаг в сторону Индии как средства диверсификации своих экономических и политических связей, хотя и осторожно, поскольку Индия рассматривает пекинскую инициативу ОПОП как проект, конкурирующий со своим INSTC.
С другой стороны, Пекин продвигает свой Средний коридор (известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут), который соединит материковый Китай через Казахстан с Центральной Азией и Азербайджаном, Грузией и Турцией, а затем с Европой. Этот коридор жизненно важен и для Европы, потому что он идет в обход России. Значение этого коридора возросло, когда Азербайджан и Турция оказали давление на Армению, чтобы та отказалась от своей южной границы с Ираном и создала стратегический “Зангезурский коридор”, чтобы напрямую соединить Азербайджан с Турцией. Это встревожило и Иран, и Индию, поскольку они поняли, что их взаимные геоэкономические интересы в вопросе коридора Север-Юг поставлены на карту.
По этой причине Тегеран и Нью-Дели начали активно поощрять участие Еревана в INSTC и поддерживаемых Ираном проектах транспортного коридора Черное море — Персидский залив. Среди преимуществ присоединения к INSTC – доступ армянских судов к иранскому порту Чабахар, рынкам Персидского залива и Индии.
Геополитические соображения также влияют на растущее присутствие Индии в регионе.
Также Нью-Дели не может игнорировать опасные авантюры «трех братьев» (Азербайджан, Турция и Пакистан) в Армении и других странах. Турция и Азербайджан всегда поддерживали Пакистан против Индии в вопросе Кашмира, с другой стороны, Пакистан полностью поддерживал Азербайджан в его войне с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Поэтому, если эта ось будет укрепляться на Южном Кавказе, она сдвинется на юг, и они будут совместно играть на других полях, в том числе и в Кашмире.
Помимо Ирана, ирано-армянская граница также жизненно важна для Индии в некоторых аспектах, потому что, если она будет перерезана, связь Индии с Черным морем будет возможна только через Азербайджанскую Республику, которая имеет стратегические отношения с вв соперником -Пакистаном.
Следовательно, в интересах Индии, чтобы Армения не оказалась в слабом положении из-за вакуума силы на Южном Кавказе, вызванного нападением России на Украину.
В экономическом аспекте этот союз принесет пользу всем странам-бенефициарам. Отсутствие у Армении выхода к морю, несмотря на общую сухопутную границу между Арменией и Ираном, иранские порты на юге, особенно порт Чабахар, имеют подходящие возможности для осуществления торговли между Арменией и другими странами через Чабахар.
Расположение Армении на этом транзитном маршруте между Ираном и Грузией в качестве связующего пункта и моста между Чабахаром с портами востока Черного моря, особенно портом Поти в Грузии, очень поможет быстрому и дешевому транзиту грузов по этому маршруту по сравнению с морским путем через Суэцкий канал”.