Азербайджано-карабахский конфликт никогда не считался внутренним делом Азербайджана — глава МИД Арцаха
Глава МИД Арцаха Сергей Газарян в интервью “Арцахпресс” прокомментировал заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что армяне Арцаха должны либо принять гражданство Азербайджана, либо покинуть свои родные земли.
“Президент Азербайджана не впервые делает заявления, раскрывающие истинные цели Азербайджана подвергнуть Арцах этнической чистке и изгнать коренной народ Арцаха с его исторической родины. Блокада Арцаха авторитарным руководством Азербайджана на протяжении более четырех месяцев является лишь одним из инструментов реализации этих преступных планов. Используя принуждение, силу и угрозу силой, Азербайджан фактически пытается заставить народ Арцаха принять незаконные требования Азербайджана, которые, в том числе, противоречат обязательным нормам международного права. Тот факт, что руководство Азербайджана больше не скрывает своих преступных намерений, свидетельствует о недостаточности международного реагирования и вовлеченности в прекращение продолжающейся блокады Арцаха и пресечение геноцидальных намерений Азербайджана”, — сказал министр.
По его мнению, ответственность за предотвращение подобных преступлений лежит на Совете Безопасности ООН, органе, который не только имеет соответствующий мандат, но и обладает необходимыми инструментами для пресечения преступных намерений Азербайджана против Арцаха и его народа.
Касаясь заявлений Алиева о том, что карабахский вопрос является внутренним делом Азербайджана, Газарян заявил, что азербайджано-карабахский конфликт никогда не считался внутренним делом Азербайджана, ни в период существования СССР, ни в последующий период образования независимых государств на территории бывшего Советского Союза.
“Об этом свидетельствует тот факт, что после обретения независимости Арцахом (Нагорным Карабахом), Арменией и Азербайджаном международное сообщество создало специальный механизм урегулирования азербайджано-карабахского конфликта — Минский процесс. Решение о создании международного формата для определения окончательного политического статуса Арцаха свидетельствует о том, что международное сообщество не признало Арцах частью независимого Азербайджана. В свою очередь согласие Азербайджана на участие в Минском процессе также является признанием того факта, что проблема Нагорного Карабаха не является внутренним делом Азербайджана”.
Он добавил, что армянская сторона всегда подчеркивала, что азербайджано-карабахский конфликт – это в первую очередь проблема прав и свобод человека, и в первую очередь права арцахского народа на самоопределение. В этом смысле, согласно международным, в том числе взятым на себя Азербайджанским государством обязательствам, вопросы прав и свобод человека представляют прямой и законный интерес для всех государств и не являются исключительно внутренним делом какого-либо государства.
Глава арцахского МИД тайже заявил, что политические вопросы урегулирования азербайджано-карабахского конфликта должны обсуждаться в согласованном и международно признанном переговорном формате, на основе равноправия сторон и при наличии прочных международных гарантий выполнения взятых на себя обязательств.
Что касается готовности Армении признать территориальную целостность Азербайджана в соответствии с Алма-Атинская декларацией, Гаазарян подчеркнул, что данная декларация никогда не рассматривалась как политико-правовая основа для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта или определения статуса Арцаха. Об этом свидетельствует тот факт, что до принятия декларации уже несколько месяцев велись переговоры по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в рамках Железноводского процесса при посредничестве России и Казахстана. После подписания соответствующей декларации процесс урегулирования конфликта продолжился при посредничестве России, СНГ, СБСЕ/ОБСЕ. В рамках переговорного процесса международными посредниками были выработаны основные принципы и элементы урегулирования, согласно которым статус Арцаха должен был определяться посредством юридически обязывающего волеизъявления его населения. Таким образом, было признано право народа Арцаха на самоопределение и предложен механизм его реализации. Таким образом, все стороны конфликта и международные посредники не руководствовались Алма-Атинской декларацией при разработке основных принципов урегулирования. При этом Алма-Атинская декларация, как и любой международный документ, должна руководствоваться целями и принципами Устава ООН, а также другими универсальными нормами международного права. Поэтому Алма-Атинская декларация содержит те же принципы и нормы, что и Устав ООН, в том числе право на самоопределение.