Почему не стоит обижаться на европейцев и русских
В поисках справедливости и поддержки в вопросе Арцаха многие из нас сталкивались с непониманием со стороны своих друзей и знакомых из России и Европы. Представляя историю конфликта, зачастую создается впечатление, что вроде бы довольно адекватный собеседник не воспринимает сказанное и относится к нему с некой настороженностью. Речь здесь не о политиках, которые в большинстве своем все понимают, но действуют в интересах в лучшем случае государства, а в худшем – узкогрупповых или личных. Речь о простых гражданах, у которых голова занята в основном другим. Непонимание и настороженность с их стороны вполне естественны, ведь они воспринимают реальность через совсем другую призму.
Вообще, восприятие действительности отличается у разных культур из-за их различных мировоззрений, традиций, культурных ценностей и т.д. Восприятие реальности формируется в процессе социализации, на что влияют язык, религия, образование, СМИ, массовая культура и многое другое.
Условному датчанину очень сложно понять, как и почему азербайджанская армия воюет с армянским мирным населением. Ему вообще сложно понять зачем воевать, когда все вопросы можно решить путем переговоров. У него на памяти не было таких кейсов, которые невозможно решить переговорами. Все его оппоненты были достаточно добросовестными, адекватными и понимающими важность компромисса в переговорах. Иначе говоря, максималистски настроенных варваров, по крайней мере в последнее время, там не было. По крайней мере образование этого датчанина в юном возрасте, а СМИ и массовая культура каждый день говорят ему именно об этом.
Россиянину же трудно объяснить, чего это вдруг понадобилось поднимать шум из-за каких-то пары высот, или сел, или вообще непонятно визуального контроля над дорогой. Он гражданин самой большой страны в мире, у него более 17 миллионов квадратных километров, которые он считает (или может считать) своим домом. Его не хотели убить и не убивали просто потому что он русский. Он не терял в результате этого бо՛льшую часть своей родины. Он не привык, что пара высот может иметь стратегические значение для защиты государства. Его учили другому, а СМИ и масскультура в режиме нон-стоп твердят о великом, в рамки которого «несколько квадратных километров» никак не входят.
Однако, самая болезненная проблема в другом. Необходимости в представлении ситуации с Арцахом и в целом армяно-азербайджанским конфликтом бы не было, если бы образование, СМИ, культура и сформированный, как следствие этого, общественный запрос в соседнем нам государственном образовании не были бы направлен против всего армянского. Начиная с детского сада, затем в школе и уже во взрослой жизни гражданам Азербайджана методично учат тому, что «армяне присвоили древнюю азербайджанскую культуры», виноваты во всех бедах, в том числе социального характера, что «никогда и ни в коем случае нельзя доверять армянам», а если ночью топором зарубить спящего армянина, то можно стать национальным героем. Именно дикость всего этого вызывают у наших иностранных друзей, коллег, знакомых непонимание и настороженность: они попросту не представляют, что все это может существовать в одном и том же мире с ними. Давайте честно – мы бы так же отнеслись к этому, если бы оно не было направлено против нас.
Что касается азербайджанского общества, то онo, после падения алиевской диктатуры и пропаганды, будет нуждаться в серьезной психологической реабилитации. Многим будет очень сложно принять реальную историю Азербайджана, а также то, что желание убивать армян не может быть частью национальной самоидентичности.