АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКА

Холостой выстрел азагитпропа. Памятник Нариманову не сносят

На днях азербайджанская пропаганда подняла большой шум вокруг демонтажа памятника Наримана Нариманова в Нахиджеване. Мол, «как так можно, это же памятник основателю второй Азербайджанской Республики, выдающемуся политику, драматургу, писателю, врачу». Флагман алиевской пропаганды долго и многословно сокрушался по этому поводу, выражая массу любопытных мыслей по поводу истории того периода.

«Может, его обвинят в территориальных уступках?», спрашивает пропагандист и сразу же отвечает — «да, в пользу Азербайджана!». Тут сложно поспорить — Нариманов действительно имел большое влияние на решение по отторжению Нахиджевана и Арцаха от Армении и их передачу под контроль советизированного Азербайджана. Та же участь ждала и Сюник, если бы Гарегин Нждэ не отстоял его силой оружия. Об этом пропагандист, разумеется с использованием специфичной географии, тоже пишет: «западная часть Зангезура к моменту крушения первой республики находилась под контролем армии армянского генерала Нжде». Это, кстати, подсказка о том, какими средствами нам возможно отстоять свои земли, а какие для нас не работают.

Дальше больше – пропагандист выдает версию, что «Нариманов вызвал гнев нового нахчыванского хана своей просветительской и педагогической деятельностью», тем, что «просвещал невежественные и косные мусульманские массы, открывал школы, проводил съезды учителей и зарождающейся интеллигенции, прививая азербайджанцам любовь к науке и образованию». Тут все по Фрейду, даже добавить нечего.

Далее автор задается вопросом, который долгое время интересует всех соседей Азербайджана: «доколе мы будем бороться с прошлым, с нашей историей, с наследием? Когда же придем к цивилизованному подходу и начнем чтить свою историю, раздумывая над философией истории, не вырывая из исторического контекста жизнь и борьбу наших выдающихся людей». Судя по всему, он имел в виду другое, но нам всем интересно, когда уже в азербайджанских школах начнут преподавать реальную историю (history), а не истории (story) различных псевдоученых о «древнейшем человеке-азербайджанце», «азербайджанских поэтах» Низами или Физули, либо об «азербайджанском Ренессансе 12-ого века».

Как бы там ни было, пропагандист сокрушался впустую: на следующий день городские власти Нахиджевана заявили, что памятник сняли временно, для того, чтобы укрепить постамент на котором он стоит. Ливни, знаете-ли, подмыли основание постамента. Очевидно, постамент не выдерживает тяжести настолько весомого деятеля «Великой Азербайджанской Цивилизации».