Протесты в Грузии: самостоятельность наказуема
Протесты в Грузии против законопроекта об иноагентах утихли после того как парламент Грузии намеренно «провалил» законопроект во втором чтении. Закон «О прозрачности иностранного влияния», автором которого выступила фракция «Сила народа», состоящая из бывших депутатов правящей фракции «Грузинская мечта», предусматривал включение в Реестр агентов иностранного влияния СМИ и НКО, источником более 20 процентов общего дохода которых является иностранная сила, а в случае уклонения от регистрации в Реестре предусмотрен административный штраф в размере от 10 до 25 тысяч лари или от 3,8 до 7,6 тысячи долларов. Эти организации должны были бы каждый год подавать отдельный финансовый отчет в Национальное агентство Публичного реестра.
Противники законопроекта, которые после его принятия в первом чтении 7-ого марта практически сразу оккупировали проспект Руставели, считают, что законопроект вдохновлен российским аналогичным законом об иноагентах. Авторы закона «О прозрачности иностранного влияния» заявляли, что целью закона является обеспечение «прозрачности иностранного влияния» в Грузии, а в основу разработки законопроекта был положен американский опыт. Спустя неделю после адаптированной версии закона, бюро парламента Грузии зарегистрировало «американскую» версию законопроекта, представляющую собой прямой перевод FARA (Foreign Agents Registration Act) с минимальной адаптацией. Вот он действительно очень похож на российский аналог закона об иноагентах.
Однако протесты перешли в горячую фазу после принятия именно адаптировааной версии, что весьма любопытно, так как в грузинском проекте отсутствуют жесткие меры по отношению к НКО и СМИ, маркировки «иноагента», ведущие к стигматизации и другие отличительные черты российского (и не только) аналога. Примечательно, что против принятия закона высказались так же представители США, где вышеупомянутый FARA достаточно жесткий. Примечательно и то, что против аналогичного закона в ряде других государств, например в Украине, не высказывались подобного рода «опасения».
Иначе говоря — двойные стандарты налицо. В действительности, дело отнюдь не в защите «демократических принципов», чему, кстати, данный закон мог способствовать. Дело в недопустимости чрезмерной самостоятельности. Неважно в чьей сфере интересов или влияния находится государство — шаг в сторону самостоятельности будет караться адекватно этому шагу, а иногда, возможно, ассиметрично ему. А Грузия за последние пару лет уже сильно исчерпала свой лимит самостоятельности: арест и содержание под стражей Михаила Саакашвили, отказ присоединения к санкциям против России, а тут еще и попытка выявления иностранного влияния на Грузию…
Многое в ситуации с Грузией прояснится ближе к 9 апреля, когда запланирован митинг оппозиционного «Единого национального движения». На повестке — исполнение правительством рекомендаций Еврокомиссии, необходимые для получения Грузией статуса кандидата на вступление в ЕС. Ближе к этой дате станет понятно – достаточно ли было отзыва законопроектов, или «это непредсказуемое правительство» все-таки должно заплатить бо՛льшую цену.