АРМЕНИЯПОЛИТИКА

Глава МИД Армении: Азербайджану нужно объяснить, что существуют международные правила, которым должны подчиняться все

24 января министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян выступил на обсуждении в комитете по иностранным делам Европейского парламента, в котором, в частности, сказал:

«Господин председатель,

Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за удовлетворение нашей просьбы о проведении обсуждения в этом формате.

Уважаемые члены Европейского парламента, уважаемые коллеги,

Хотел бы продолжить свою речь, выражая искренние слова признательности Европейскому парламенту в целом и каждому из вас индивидуально за выражение четких позиций по важнейшим для моей страны вопросам.

В течение последних двух лет срочные обсуждения и принятие заявлений по проблеме армянских военнопленных, уничтожению культурного наследия и гуманитарным последствиям недавней блокады Нагорного Карабаха являются адекватной и объективной реакцией на беспрецедентные вызовы, угрожающие народу Армении и Нагорного Карабаха-вызовы, которые продолжают угрожать стабильности и безопасности нашего региона. Все эти вызовы были превосходно обобщены в отчете об общей внешней политике и политике безопасности за 2022г., за что я хотел бы выразить особую благодарность вам, господин Маккалистер, и всем членам Европарламента, которые работали над этим докладом и способствовали включению разделов по Армении и Нагорному Карабаху, объективно отражающих ситуацию в нашем регионе.

Безусловно, я приветствую четкие заявления и каждый голос, отданный Европейским парламентом в пользу решения упомянутых гуманитарных проблем. Ваш голос был услышан в Армении и Нагорном Карабахе. Надеюсь, что он был услышан и учтен и в Баку тоже. Я действительно надеюсь, что по примеру Европейского парламента другие европейские структуры проявят достаточную смелость и справедливость в вопросах, касающихся Южного Кавказа.

Твердые и четкие послания Европейского союза, включая его законодательный орган, действительно важны. Во-первых, ЕС продолжает оставаться основным партнером Армении в деле поддержки нашей повестки по развитию и институциональным реформам, основанных на общих ценностях, и, во-вторых, несмотря на все вызовы, мы продолжаем расширять рамки нашего партнерства, основываясь на приверженности Европейского союза содействовать стабильности в нашем регионе.

Мы считаем, что наша архитектура безопасности не может быть всеобъемлющей без защиты прав человека и демократии. С целью обеспечения благополучия нашего народа мы осуществили реформы, направленные на укрепление прав человека и верховенства закона, обеспечение эффективного управления и бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Мне есть что сказать о достижениях Армении в области демократических реформ, однако сегодня я не буду вдаваться в подробности из-за нехватки времени. Я могу заверить вас, что мы полны решимости продолжать путь демократических реформ и надеемся на дальнейшее содействие наших партнеров.

Что касается ценного вклада ЕС в стабильность нашего региона, я хотел бы поприветствовать принятое накануне Советом решение направить в Армению миссию долгосрочного мониторинга. Хочу подчеркнуть, что цель этой миссии — безопасность людей, живущих в приграничных районах, детей, посещающих школу, людей, выполняющих сельскохозяйственные работы, и тех семей, которые хотят жить в своих домах, не боясь стать мишенью. Конкретные люди, конкретные школы, конкретные дома.
Уважаемые коллеги!

В течение последних двух лет правительство Армении, получив голос наших граждан по продвижению мирной повестки дня, а также имея политическую волю к нормализации отношений с Азербайджаном, добросовестно участвовало в переговорах по трем различным направлениям: первый — разблокирование всех транспортных коммуникаций в регионе, второй — демаркация и пограничная безопасность, и третий — мирный договор или договор о нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. В связи с этим хотелось бы обратить ваше внимание на следующие несколько моментов.

Сразу после формирования рабочей группы по разблокированию коммуникаций Азербайджан, по-своему комментируя трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, начал требовать экстерриториальный коридор. Хочу подчеркнуть, что Армения готова открыть все коммуникации именно в тот момент, когда Азербайджан признает, что дороги должны действовать под суверенитетом и юрисдикцией тех государств, через которые они проходят.

Спустя несколько месяцев после формирования демаркационных комиссий Азербайджан не только выдвинул новые территориальные требования, но и попытался обосновать свою последнюю агрессию ложным аргументом о том, что граница не демаркирована. По иронии судьбы, эти комиссии были созданы после первого вторжения Азербайджана на суверенную территорию Армении в мае 2021 года с целью предотвращения любых дальнейших военных действий.

В-третьих, мы начали переговоры по тексту мирного договора между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой. К сожалению, подавляющее большинство основополагающих предложений, предложенных армянской стороной по мирному договору, были отклонены Азербайджаном.

Среди предложений — уточнение критериев демаркации государственной границы, поскольку мы считаем, что без четко согласованных критериев демаркации межгосударственной границы между Арменией и Азербайджаном реальный мир невозможен. Далее следует вывод вооруженных сил с государственной границы и создание демилитаризованной зоны для предотвращения возможной дальнейшей эскалации, а также меры укрепления доверия и механизм безопасности, институт гаранта(-ов) мирного договора, который обеспечит выполнение обязательств.

Обобщая, Азербайджан ожидает, что Армения только должна принять все свои требования, а в случае, если не получит то, что хочет, Азербайджан использует все возможные инструменты давления. от удержания армянских военнопленных в заложниках до распространения спонсируемой государством ненависти к армянам, от воинственной риторики до применения силы.
Мы приняли предложение Азербайджана об урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном и параллельном обсуждении вопроса Нагорного Карабаха в отдельных плоскостях. Вопреки этому, Азербайджан стал утверждать, что Нагорный Карабах — их внутренняя проблема, противопоставляясь предметному предложению Армении о создании международного механизма переговоров между Баку и Степанакертом.

Понятно также, что до сих пор действия Азербайджана, в том числе блокада Лачинского коридора, еще раз доказали абсолютную необходимость международного участия для решения правовых проблем и проблем безопасности народа Нагорного Карабаха.
Уважаемые коллеги,

Именно в этот момент народ Нагорного Карабаха продолжает находиться в бесчеловечной блокаде из-за блокировки Лачинского коридора — единственной дороги жизни, связывающей Нагорный Карабах с Арменией. Созвав на прошлой неделе срочное обсуждение и приняв резолюцию о «гуманитарных последствиях блокады Нагорного Карабаха», вы хорошо осведомлены о ситуации.

Есть одно обстоятельство, которое я хотел бы подчеркнуть. это не отдельный эпизод, и он должен рассматриваться как часть широкомасштабной и скоординированной политики Азербайджана, направленной на этническую чистку народа Нагорного Карабаха. Создавая невыносимые условия жизни, Азербайджан преследует цель заставить народ Нагорного Карабаха покинуть свои дома и родную землю. Последнее заявление президента Азербайджана, которым предлагалось изгнать тех армян, которые не хотят становиться гражданами Азербайджана, еще раз доказывает их намерение провести этнические чистки.
Поскольку гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе обостряется день ото дня, необходимо немедленное вмешательство международного сообщества. Как было отмечено на прошлой неделе во внеочередной резолюции Европарламента, отправка международной миссии по установлению фактов в Нагорный Карабах и Лачинский коридор для оценки гуманитарной ситуации на месте, а также обеспечение беспрепятственного гуманитарного доступа соответствующих органов ООН в Нагорный Карабах является императивом.

Мы не можем отойти в сторону и наблюдать, как люди медленно голодают из-за политических игр и, возможно, геополитических расчетов. Позвольте мне сказать прямо. Существует два теоретических варианта снятия блокады Лачинского коридора. военный или дипломатический. Армения привержена второму варианту, но это возможно только при решительном вмешательстве со стороны международного сообщества, сильном давлении на Азербайджан и ощутимых действиях в этом направлении. Время действовать сейчас. Азербайджан должен быть привлечен к ответственности за свои действия. Азербайджану нужно объяснить, что существуют международные правила, которым должны подчиняться все».

После выступления министр иностранных дел Мирзоян ответил на вопросы членов Европарламента.