Речь главы МИД Армении на заседании Постоянного совета ОБСЕ
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян 17 января выступил на инициированном Арменией специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ. Как сообщили Арменпресс в Департаменте СМИ и общественной дипломатии МИД Армении, в своей речи Мирзоян, в частности, отметил:
“Господин председатель,
Уважаемые послы,
Дамы и господа,
Прежде всего я хотел бы поздравить Вас, г-н председатель, и в Вашем лице моего дорогого коллегу, министра Буяра Османи, с принятием Северной Македонией председательства в ОБСЕ и пожелать Вам всяческих успехов в Вашем нелегком деле руководства этой крупнейшей организацией по обеспечению безопасности во времена беспрецедентного регресса и кризисов в нашей общей сфере безопасности.
Мы приветствуем ориентированную на человека концепцию безопасности, которая станет основным подходом председательства Северной Македонии под девизом «It’s about people». Лучше и не скажешь, поскольку эта организация создана в первую очередь для служения интересам людей, обеспечения их прав и безопасности.
Я заверяю Вас в поддержке Армении во всех ваших усилиях по созданию условий для того, чтобы люди в регионе ОБСЕ жили в более обеспеченной и безопасной среде.
Я также хотел бы поблагодарить Вас, г-н председатель, за созыв этого специального заседания Постоянного совета и предоставленную мне возможность рассказать о ситуации в нашем регионе и, в частности, о блокаде Лачинского коридора.
Господин председатель,
Я хотел бы здесь, в Постоянном совете, рассказать о достижениях Армении в укреплении демократии, прав человека и верховенства закона, а также о процессе успешного осуществления широкомасштабных реформ от судебной системы до полиции, от борьбы с коррупцией до улучшения социальной сплоченности и справедливости. И поверьте мне, я хотел бы многое сказать.
К сожалению, кризис безопасности и вызовы, последовавшие за агрессивной войной Азербайджана против Нагорного Карабаха в 2020 году, и последующая агрессия и оккупация Азербайджаном суверенной территории Армении угрожают армянской демократии, подрывая усилия правительства Армении по установлению мира и стабильности и безопасности Южного Кавказа.
Поскольку министр иностранных дел Армении впервые выступает перед Постоянным советом после 44-дневной агрессивной войны и оккупации территории Армении, я хотел бы кратко остановиться на том влиянии, которое оказало это крупномасштабное беспрецедентное применение силы для урегулирования конфликтов с точки зрения восприятия ОБСЕ, ее принципов и обязательств, а также ее концепции всеобъемлющей и неделимой безопасности.
44-дневная агрессивная война сопровождалась военными преступлениями и повсеместными нарушениями международного гуманитарного права, нападениями на гражданское население и инфраструктуру, уничтожением объектов культурного наследия, которые должным образом не расследовались и никто не был привлечен к ответственности.
На протяжении десятилетий ОБСЕ разрабатывала набор инструментов или инструментарий, направленный на раннее предупреждение и предотвращение конфликтов. К сожалению, мне больно это говорить, но мы должны признать, что ОБСЕ не смогла эффективно и своевременно применить этот инструментарий.
Кроме того, отсутствие должной и жесткой реакции привело к безнаказанности применения силы как средства урегулирования конфликтов в нарушение принципов ОБСЕ, обязательств, закрепленных в ее базовых документах, что привело к легитимации насилия в межгосударственных и внутригосударственных отношениях.
После подписания 9 ноября 2020 года трехстороннего заявления о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе Армения приложила все усилия для нормализации отношений с Азербайджаном и решения вопросов прав и безопасности народа Нагорного Карабаха. К сожалению, азербайджанская сторона вместо того, чтобы добросовестно вести переговоры, продолжает свою деструктивную политику. Сразу же после подписания Трехстороннего заявления азербайджанская сторона нарушила обязательство о полном прекращении огня и всех военных действий и начала наступление на Нагорный Карабах, в результате которого были захвачены еще два села и взяты в плен армянские военнослужащие. В мае и ноябре 2021 года, а также в сентябре прошлого года азербайджанская сторона начала агрессию против Республики Армения, оккупировав около 150 кв. км суверенных территорий Армении. Сегодня блокадой Лачинского коридора азербайджанская сторона создала гуманитарный кризис, преследуя далеко идущие цели.
12 декабря 2022 года группа азербайджанцев, называющих себя экоактивистами, перекрыла Лачинский коридор, единственную дорогу, связывающую Нагорный Карабах с Арменией и остальным миром, тем самым фактически изолировав в Нагорном Карабахе 120 тысяч человек, 30 тысяч из которых дети. Более 1000 человек, в том числе 270 детей, не могут вернуться домой в Нагорный Карабах. Некоторые из этих детей разлучены со своими родителями и временно приютились в Армении.
С самого начала было очевидно, что эта блокада была заранее спланированной акцией, направленной и финансируемой азербайджанскими властями под прикрытием так называемых «экоактивистов» для правдоподобия.
Эти действия Азербайджана представляют собой открытое нарушение пункта 6 трехстороннего заявления от 9 ноября, в котором четко указано, и я цитирую: «Лачинский коридор остается под контролем миротворческого контингента Российской Федерации. Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».
Вот уже больше месяца народ Нагорного Карабаха находится в фактической блокаде. Поставки продовольствия, медикаментов и энергоресурсов в Нагорный Карабах практически полностью прекращены. Ежедневно в Нагорный Карабах из Армении ввозилось около 400 тонн товаров первой необходимости, в том числе зерно, мука, рис, овощи, фрукты, лекарства, детские смеси. После примерно пяти недель блокады возникла острая нехватка всех товаров первой необходимости.
Более того, преднамеренное 3-дневное прекращение подачи газа в условиях морозной зимы, за которым последовали продолжающиеся перебои в работе электросетей и линий связи на всей территории Нагорного Карабаха, являются еще одним свидетельством заранее спланированных действий властей Азербайджана. Это серьезно влияет на повседневную жизнь людей и приводит к ряду неблагоприятных гуманитарных последствий, таких как отсутствие электричества, нарушение учебного процесса в школах; нарушение работы государственных органов и отопления жизненно важных учреждений, таких как больницы, нарушение работы предприятий. Люди лишены отопления и горячей воды. Власти ввели нормирование топлива, а теперь и продуктов питания и товаров первой необходимости.
Гуманитарный кризис усугубляется с каждым днем и требует немедленного и целенаправленного вмешательства международного сообщества. Мы не можем стоять в стороне и смотреть, как люди медленно умирают от голода из-за политических игр и, возможно, геополитических соображений. Настало время действовать сейчас.
По просьбе Армении этот вопрос обсуждался в Совете Безопасности ООН. Мы проинформировали членов Совета Безопасности, а также Генерального секретаря о тяжелой ситуации и призвали наших партнеров вмешаться и остановить разворачивающуюся гуманитарную катастрофу.
Конечно, я не могу не приветствовать однозначные заявления и позиции наших стран-партнеров, призывающие Азербайджан немедленно и без предварительных условий снять блокаду и обеспечить свободное и беспрепятственное движение по Лачинскому коридору. Я считаю, что мы должны усилить давление на Азербайджан, чтобы он выполнил свои обязательства. Азербайджан должен столкнуться с последствиями своих действий.
Блокада Нагорного Карабаха не является изолированным эпизодом, а должна рассматриваться как часть широкомасштабной и систематической политики Азербайджана, направленной на этническую чистку народа Нагорного Карабаха: создавая невыносимые условия жизни, Азербайджан стремится принуждать народ Нагорного Карабаха покинуть родную землю, покинуть свои дома. Недавнее заявление президента Азербайджана о депортации тех армян, которые не хотят стать гражданами Азербайджана, доказывает их намерение провести этническую чистку.
Крайне важно направить в Нагорный Карабах и Лачинский коридор международную миссию по установлению фактов для оценки гуманитарной ситуации на земле, а также обеспечить беспрепятственный гуманитарный доступ в Нагорный Карабах для соответствующих органов ООН.
Ваши Превосходства,
Имея политическую волю для нормализации отношений с Азербайджаном, правительство Армении добросовестно вело переговоры с Азербайджаном по трем отдельным направлениям, а именно: открытие всех транспортных коммуникаций в регионе, делимитация и безопасность границ и соглашение о нормализации отношений или мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном.
По первому направлению – возобновлению экономического и транспортного сообщения в регионе – мы создали трехстороннюю рабочую группу, которую с нашей стороны возглавил вице-премьер. В таком формате состоялось несколько встреч, на которых обсуждались вопросы возможного автомобильного и железнодорожного сообщения, а также другие детали, связанные с разблокированием региональных коммуникаций.
К сожалению, подход Азербайджана в этом процессе с самого начала был неконструктивным. Несмотря на свои четкие обязательства, взятые в соответствии с трехсторонними заявлениями от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, Азербайджан выдвинул необоснованное требование об экстерриториальном коридоре через суверенную территорию Армении. Хочу четко заявить, что Армения никогда не брала на себя никаких обязательств и не соглашалась каким-либо образом на какой-либо экстерриториальный коридор через свою территорию, а все претензии азербайджанской стороны являются явными искажениями и манипулированием содержанием трехсторонних заявлений.
Недавно президент Азербайджана признал, что сам ввел в международную повестку термин так называемого «Зангезурского коридора» и пригрозил установить его рано или поздно, независимо от того, хочет этого Армения или нет. И сказал, что ввел этот термин после подписания Трехстороннего заявления от 9 ноября.
Хочу еще раз четко заявить: мы исключаем любой экстерриториальный коридор на территории Республики Армения и никому не предоставим никакого коридора. Это принципиальная и бесповоротная позиция, полностью соответствующая соответствующему положению заявления от 9 ноября. Более того, решение об обеспечении связи между западными областями Азербайджана и Нахичеваном может быть принято оперативно, как только Азербайджан признает, что все коммуникации должны действовать под юрисдикцией и законодательством Республики Армения.
В этом контексте хочу сообщить, что недавно очередная попытка найти окончательную договоренность об открытии железнодорожного сообщения не увенчалась успехом, так как азербайджанская сторона выдвинула новые условия, противоречащие первоначальному пониманию сторон относительно регулирования. По сути, это уже второй раз, когда действия Азербайджана подрывают прогресс в этом вопросе. Впервые предварительная договоренность о решении вопросов железнодорожного сообщения была достигнута еще в декабре 2021 года. Этот факт даже нашел свое отражение в заявлении председателя Европейского совета Шарля Мишеля от 14 декабря 2021 года.
Второе направление переговоров по нормализации — это работа комиссий по делимитации и безопасности границ. Комиссии были созданы после вооруженного вторжения вооруженных сил Азербайджана на суверенную территорию Республики Армения 12 мая 2021 года и последующей оккупации земель Армении.
Комиссии провели встречи для обсуждения параметров делимитации международной границы между Арменией и Азербайджаном. Твердо верим, что без четко согласованных параметров делимитации границы добиться прочного мира будет невозможно. В этой связи чрезвычайно важны договоренности, достигнутые в Праге и Сочи, в частности ссылка на Алма-Атинскую декларацию и последующие документы. Однако в последующих интерпретациях президент Азербайджана, утверждая, что таким образом Армения признала территориальную целостность Азербайджана, не подтвердил уважение территориальной целостности Армении.
Работе комиссий мешал Азербайджан. Во-первых, несмотря на договоренности о том, что Комиссия должна иметь двойной мандат и работать над делимитацией и стабильной ситуацией безопасности вдоль и вблизи границы, достигнутой в Сочи 26 ноября 2021 года, и в ходе второй трехсторонней встречи лидеров Армении и Азербайджан, принимаемый председателем Совета Европы, отказался включить термин «пограничная безопасность» в название комиссий, что скорее свидетельствует о его истинных намерениях. Затем, 13 сентября 2022 года, вооруженные силы Азербайджана предприняли неспровоцированное и необоснованное крупномасштабное военное наступление в южном и юго-восточном направлениях Республики Армения, что привело к вторжению и оккупации других участков суверенной территории Армении. Погибло более 200 военнослужащих. Беспорядочно обстреливались города и села приграничных провинций. Во время этой агрессии азербайджанские вооруженные силы совершали военные преступления, внесудебные казни, подвергали армянских военнослужащих, в том числе женщин, самым возмутительным и чудовищным унижениям и пыткам. Эти факты были задокументированы самими азербайджанскими военнослужащими и размещены в различных социальных сетях с явной целью запугать армянскую сторону. По сути, 44-дневная агрессивная война также сопровождалась широкомасштабными нарушениями международного гуманитарного права.
В этом контексте, пользуясь случаем, хотел бы выразить признательность польскому председательству, генеральному секретарю, странам-сопредседателям и председательству Форума сотрудничества по безопасности за направление миссии ОБСЕ по оценке потребностей в Армению для оценки ситуации на земле, а также за усилия тех, кто поддержал миссию. Отчет миссии четко выявил масштабы разрушений, и мы приняли к сведению содержащиеся в нем выводы и рекомендации, которые, по нашему мнению, должны служить отправной точкой для последующих действий и дальнейшего взаимодействия исполнительных структур ОБСЕ с Арменией.
Я также хотел бы поблагодарить Европейский Союз за направление мониторинговой миссии в Армению. Мы готовы к дальнейшему сотрудничеству в этом направлении.
Сентябрьскую агрессию, а также предыдущие нападения и провокации со стороны Азербайджана следует рассматривать на более широком фоне постоянно расширяющихся территориальных претензий к Армении, включая столицу Ереван, постоянно озвучиваемых президентом Азербайджана и подхватываемых другими высокопоставленными лицами, политическими деятелями, которые явно сопровождаются угрозами применения силы. Эта тактика принудительной внешней политики используется Азербайджаном для получения бесконечных односторонних уступок.
На данный момент мы не видим признаков изменения этой модели политики, то есть готовности Азербайджана отказаться от своих территориальных претензий и своей воинственной риторики, а также приверженности миру. В этих условиях у нас есть все основания полагать, что даже после подписания соглашения о нормализации отношений с Азербайджаном Баку продолжит выдвигать эти абсурдные территориальные претензии к Армении.
Третье направление переговоров связано с текстом возможного соглашения о нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном или мирного договора, который должен всесторонне решить все вопросы и создать благоприятную среду безопасности для продолжения дискуссий по различным направлениям.
Армянская сторона внесла несколько принципиальных предложений, в частности, об уточнении параметров делимитации международной границы, о дистанцировании сил от государственной границы и создании демилитаризованной зоны, а также о создании Института гарантов мирного соглашения. Прискорбно, что все предложения армянской стороны были отвергнуты Азербайджаном.
Наряду с этим считаем, что нагорно-карабахский конфликт — вопрос гарантий прав и неприкосновенности людей, проживающих в Нагорном Карабахе, — также должен быть решен. Однако, учитывая предложение Азербайджана обсудить этот вопрос отдельно от мирного соглашения, армянская сторона предложила создать международный механизм диалога между Степанакертом и Баку.
Приходится признать масштабность этой задачи, учитывая, что более 30 лет между двумя странами фактически не было отношений. Но мы твердо верим, что нормализация армяно-азербайджанских отношений имеет решающее значение для безопасности и стабильности региона и его перспектив. Однако, и это также следует признать, эта нормализация не может быть достигнута без устранения коренных причин конфликта, вопроса об основных правах человека и политической воли к примирению.
Блокада Лачинского коридора, которая идет прямо в противоположном направлении и делает перспективу любого прогресса на всех этих направлениях еще более отдаленной, еще раз доказывает абсолютную необходимость международного участия для решения вопросов прав и безопасности населения Нагорный Карабах.
Ваши Превосходительства,
Нагорно-карабахский конфликт остается серьезным вызовом региональному и международному миру и стабильности. Подтверждением этому факту служат агрессивное поведение, антиармянская риторика, направленная против Нагорного Карабаха и Армении, блокада Лачинского коридора.
Спустя более двух лет после подписания Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года Азербайджан по-прежнему отказывается репатриировать всех армянских военнопленных, пленных и других удерживаемых лиц в нарушение обязательств по Женевским конвенциям, самого Трехстороннего заявления и постоянных призывов международного сообщества. В настоящее время, по подтвержденным Азербайджаном данным, в Баку по-прежнему удерживаются в заложниках 33 человека. Я также должен выделить два десятка хорошо задокументированных случаев насильственных исчезновений, когда мы располагаем неоспоримыми, зафиксированными фактами захвата армянских военнопленных, но Азербайджан отрицает их пленение.
Армения также крайне обеспокоена состоянием армянского культурного наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана в результате войны 2020 года. Направление миссии ЮНЕСКО по установлению фактов в Нагорный Карабах и прилегающие территории, переговоры о котором ведутся с ноября 2020 года, до сих пор отвергается азербайджанской стороной.
Мы понимаем, что сейчас ОБСЕ переживает не лучшие времена, и ситуация на Южном Кавказе — не единственный кризис, с которым сталкивается Организация. В то же время считаем, что все конфликты в зоне ответственности ОБСЕ должны быть в центре внимания организации и ее структур. ОБСЕ с сопредседателями Минской группы с самого начала участвовала в политическом урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Несмотря на все вызовы, Минская группа по-прежнему несет ответственность, поскольку политическое решение конфликта еще не достигнуто.
Мы считаем, что ОБСЕ может сыграть важную роль не только в достижении, но и в поддержании мира посредством участия своих структур.
Благодарю за внимание”.