АЗЕРБАЙДЖАНПОЛИТИКА

Американские отставные генералы ВВС работали консультантами в Азербайджане за крупные гонорары: расследование The Washington Post

В разгар войны в Афганистане военное руководство США стекалось в Азербайджан, чтобы на прием к президенту Ильхаму Алиеву, несмотря на сообщение посольства США, сравнивающего азербайджанских «усатых качков» с мафиозными боссами из «Крестного отца», пишет американское издание The Washington Post.

Отметив опасения по поводу культуры коррупции в Азербайджане, чиновники Пентагона убедили Алиева открыть границы и воздушное пространство своей страны для поставок США и НАТО в Афганистан. В обмен официальные лица США пообещали более тесное дипломатическое партнерство с Алиевым и направили 369 миллионов долларов в виде оборонных контрактов с авиакомпанией Silk Way Airlines, азербайджанского грузового перевозчика, который, по словам следователей США, контролировался правительством.

Два генерала ВВС США — Дункан Макнабб и Уильям Фрейзер III, которые курировали маршруты поставок с 2008 по 2014 год, позже пытались заработать на своих азербайджанских контактах. После ухода со службы четырехзвездные генералы заключили ценные консалтинговые сделки с авиакомпанией Silk Way. Макнабб зарабатывал 5000 долларов в день.

Обычно Пентагон и Государственный департамент одобряют работу своих отставных военнослужащих с иностранными правительствами, однако в случае с Макнаббом и Фрейзером власти США посчитали это риском для национальной безопасности США. Гражданская авиация США считала, что консалтинговые сделки с Азербайджаном могут вызвать скандал.
Другие чиновники ВВС неоднократно стремились предотвратить публичный скандал. В период с 2016 по 2021 год было представлено четыре отдельных запроса в соответствии с Законом о свободе информации , которые должны были представить записи по делу, но ВВС либо не отвечали, либо говорили, что не смогли найти никаких документов.
В этом году ВВС наконец опубликовали более 400 страниц записей — но только после того, как WP подал в федеральный суд и представил письменные доказательства другого агентства о поведение генералов в Азербайджане, было инициировано расследование.

Документы показывают, что чиновники разведки ВВС возражали против азербайджанских деловых сделок. Тем временем Девель, который в качестве директора Агентства наблюдательных советов ВВС отвечал за рассмотрение таких договоренностей, выявил этические проблемы, потому что американские военные обеспечили крупный бизнес авиакомпании Silk Way, в то время как Макнабб и Фрейзер управляли маршрутами снабжения через Азербайджан.

В конфиденциальной записке 2015 года Девель предупредил своих начальников, что «мы не должны делать ничего, что заставило бы Конгресс или СМИ задаться вопросом, являются ли сотни миллионов долларов, поступающих в Silk Way, предназначенными исключительно для действительных потребностей национальной безопасности».

В любом случае, генералы в отставке каким-то образом заставили чиновников ВВС одобрить свои консультационных сделок.
В какой-то момент, согласно записке 2015 года, Фрейзер предупредил, что, если правительство США не позволит ему работать на Silk Way, то оно столкнется с жестким ответом из Азербайджана, и что правительство Алиева может даже заблокировать маршруты поставок США и НАТО в Афганистан в ответном порядке.
Два десятилетия войн США в Афганистане и на Ближнем Востоке создали процветающий рынок труда для американских ветеранов, пытающихся извлечь выгоду из зарубежных кампаний.

Фрейзер и Макнабб входят в число более 500 отставных военнослужащих США, которые за последние восемь лет обратились за федеральным разрешением, чтобы занять рабочие места в качестве консультантов или подрядчиков для иностранных правительств. Большая часть рабочих мест происходит в странах, известных своими нарушениями прав человека и политическими репрессиями.

Макнабб и Фрейзер, теперь обоим по 70 лет, накопили множество иностранных контактов, возглавляя транспортное командование США (Transcom), гигантское военного логистического подразделения, ответственного за перемещение войск и поставки по всему миру.

Их основной задачей была перевозка техники в Афганистан. Иран заблокировал доступ с запада. Пакистан предложил доступ с Юга и Востока для дальнобойщиков, желающих проезжать трудные маршруты по горам и через пустыни, но иногда закрывал свои контрольн -пропускные пункты, когда напряженность с Вашингтоном нарастала.
В ноябре 2008 года Макнабб совершил свою первую международную поездку в качестве командира Transcom в Баку, чтобы узнать, сможет ли он получить поддержку от Алиева и его правительства для новых маршрутов через море и по суше.

«Азербайджан был ключом», — вспоминает Макнабб в интервью. «Люди не понимают, насколько это было критично».

Макнабб сказал, что правительство Алиева было открыто для предлагаемых военных маршрутов, но хотело чего-то взамен. Сначала азербайджанские чиновники настаивали на том, что Соединенные Штаты должны будут заплатить налоги, чтобы использовать воздушное пространство своей страны, хотя они позже смягчались.

«Я должен был сказать им, что мы никому не платим», — сказал Макнабб.

Однако маршруты поставок окупились для Азербайджана другими способами. Silk Way Airlines, стремящийся проникнуть на рынок США, получил 269 миллионов долларов США в виде оборонных контрактов за время деятельности Макнабба.

Согласно сделке, Макнабб должен был ездить в Баку каждые три-пять месяцев, чтобы работать несколько дней за одну поездку.

Как и Макнабб, Фрейзер сделал Азербайджан приоритетом во время своего пребывания в качестве начальника Transcom. Через несколько недель после принятия командования он полетел в Баку в декабре 2011 года, чтобы обсудить маршруты поставок из Афганистана с Алиевым и другими чиновниками Азербайджана. В течение следующих трех лет Фрейзер дважды встречался с Алиевым в Азербайджане и один раз в Нью-Йорке.

Transcom также продолжал вести бизнес с Silk Way Airlines, причем фирма получала дополнительные 100 миллионов долларов США в качестве контрактов с США, согласно данным Air Corce Records.