АЗЕРБАЙДЖАНАРМЕНИЯПОЛИТИКА

В Арцахе прокомментировали письмо посла по особым поручениям МИД Азербайджана

Посол по особым поручениям МИД Азербайджана Парвин Мирзазаде направил своему армянскому коллеге Эдмону Марукяну «открытое письмо», в котором, пожалуй, самой примечательной мыслью является то, что Азербайджан «вступил в СНГ в административных границах АзССР на 1 января 1991 года, которые включали в себя и территорию бывшей НКАО», об этом написал на своей странице в Facebook депутат Верховного совета Арм.ССР (первый созыв НС РА) от НКАО, бывший депутат Парламента Республики Арцах Ваграм Атанесян.

«По всей вероятности, это государственный — официальный нарратив, в связи с чем необходимо сделать два замечания:

Во-первых, Баку волей-неволей признает нелегитимность Конституционного Акта «о восстановлении государственной независимости» от 18 октября 1991 года, поскольку согласно этому документу, за основу независимой государственности берется правопреемство Азербайджанской демократической республики, существовавшей в 1918-20 гг., а это государственное образование не имело международно признанных и взаимно согласованных границ с соседними государствами- Ираном, Грузией и Арменией.

Выходит, что Азербайджан провозгласил свою независимость как Азербайджанская демократическая республика, но на международном уровне был признан правопреемником АзССР, что и признает Парвин Мирзазаде.

Во-вторых, если Азербайджан принимает за основу административные границы АзССР по состоянию на 1 января 1991 года, значит признает административно-территориальные реалии, существовавшие на тот момент и до юридического распада СССР.

В этом случае и речи быть не может о «бывшем НКАО». 1 января 1991 года НКАО был, имел свою территорию и административные границы. Однако 25 ноября 1991, в нарушение Конституции СССР, Азербайджан принял закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области», который через три дня, 28 ноября 1991 года, был признан Комитетом конституционного надзора СССР противоречащим Конституции СССР и не имеющим правовой силы.

Из вышеупомянутого следуют два вывода:

  • Если в плане территории Азербайджан является правопреемником АзССР, значит речь идет не о «бывшей», а о существующей с юридической точки зрения на момент распада СССР территории НКАО, которая административно была отделена от АзССР.
  • В случае реализации делимитации армяно-азербайджанской границы на основании административно-территориальных реалий на 1 января 1991 года, ВС Азербайджана должны быть выведены с суверенной территории Армении, территория НКАО должна быть восстановлена и административно отделена от Азербайджана.

Остальные вопросы являются предметом политико-дипломатических дискуссий»,- написал Атанесян.