АЗЕРБАЙДЖАНАРМЕНИЯПОЛИТИКА

Роль Швеции в качестве председателя ОБСЕ в организации переговоров Армении и Азербайджана в 2021 году: Blankspot раскрывает содержание документов

В распоряжении шведского сайта Blankspot оказались документы, которые проливают свет на роль Анн Линде в качестве председателя ОБСЕ в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном после 44-дневной войны в Арцахе.

Этот материал Blankspot является продолжением двух обзоров, опубликованных в мае, о сотрудничестве шведского министерства иностранных дел с исследовательским институтом ISDP, который получает финансирование от Азербайджана. Это сотрудничество произошло в то время как министр иностранных дел Анн Линде занимала должность председателя ОБСЕ в 2021 году и отвечала за инициирование мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном после войны в 2020 году.

Приблизительно 75-80% документов классифицированы, а остальные их части отредактировали после обзора секретности Министерством иностранных дел. Несмотря на это, документы демонстрируют активные переговоры и роль министра иностранных дел Швеции Анн Линде в первоначальных мирных переговорах между воюющими сторонами.

В то же время Министерство иностранных дел дало деньги исследовательскому институту ISDP, который имеет давние отношения с Азербайджаном.

Blankspot запросил в МИД Швеции всю переписку с сопровождающими приложениями между должностными лицами министерства иностранных дел с председателем ОБСЕ и Арменией и Азербайджаном, а также переписку со странами сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США. )

Blankspot получил 6 документов в ответ:

1. Разговор по электронной почте с делегацией Минской группы от 2 ноября 2020 года, за неделю до подписания заявления о прекращении огня.
2. Брифинг для Анн Линде от Минской группы от 12 ноября 2020 года, через три дня после прекращения огня.

3. Брифинг от шведского посла в Азербайджане для Министерства иностранных дел от 25 ноября 2020 года. Это было до председательства Линде в ОБСЕ.

4. Краткое изложение визита Анн Линде в Азербайджан 14-15 марта 2021 года, когда в ОБСЕ должны были быть инициированы мирные переговоры.
5. Сводка визита Анн Линде в Армению 16 марта 2021 года с той же целью.

6. Краткое изложение переговоров Анн Линде с армянским и азербайджанским послами о продолжении мирных переговоров с 13 мая 2021 года.

Документы показывают вопросы доверия между враждующими сторонами и ОБСЕ, а также различные взгляды на важные вопросы, такие как статус армянских военнопленных. Данные также показывают, что ОБСЕ считает, что присутствие России в Нагорном Карабахе соответствует мирным переговорам 2009 года (Мадридские принципы).

Кроме того, документы служат временной шкалой того, как развивались первоначальные мирные переговоры в рамках ОБСЕ.

В первом документе, который относится к последнему этапу войны от 2 ноября 2020 года, говорится, что Швеция начинает переговоры с сопредседателями Минской группы (Франция, Россия и США) и личным представителем председателя ОБСЕ Анджеем Каспрщиком. Последний выступал в роли ближайшего советника Анн Линде во время ее председательства.

В переписке представляется, что сопредседатель США Эндрю Шофер хотел убедиться, что Анн Линде во время председательства Швеции сохранит ту же линию, что и в Минской группе до этого момента. Они также коснулись военных событий.

Среди прочего, поднимался вопрос скандинавской миротворческой миссии вместо российской. Американский сопредседатель подчеркнул, что Россия планирует развернуть свои собственные миротворческие войска. Соединенные Штаты предпочитали найти альтернативу или, по крайней мере, иметь возможность предлагать ее в долгосрочной перспективе.

Также кажется, что Соединенные Штаты были разочарованы тем, что три предыдущих попытки прекращения огня, достигнутые в ходе войны, были настолько быстро нарушены. Представитель США утверждает, что он понимает Армению, хочет немедленного прекращения огня для проведения гуманитарных операций, в то время как азербайджанская сторона не хочет прекращения огня до тех пор, пока не будет принят пакет с «существенными переговорами». Продолжение конфиденциально.

Сопредседатель США также назвал «нелепым» продолжение переговоры о прекращении огня, когда воюющие стороны не следовали тем договоренностям, на которые они уже согласились.

Кроме того, кажется, что обе враждующие стороны хотели увеличить бюджет на усилия ОБСЕ в мирных переговорах, чтобы обеспечить больше мер по укреплению доверия. Представитель Швеции отклонил запрос.

Наконец, Каспрщик критикует обе стороны за то, что они не опасаются того, что война поставит под угрозу «существование ОБСЕ».

12 ноября, через три дня после того, как Армения и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня, с помощью России Анн Линде попросила брифинг от Минской группы.

Американский сопредседатель заявляет на брифинге, что не полезно инициировать мирные переговоры между сторонами, пока они не станут «искренними», готовыми сделать этот шаг. Также удивительно отмечено, что у сторон есть несколько общих подходов, хотя эти подходы являются конфиденциальными.

В документе отмечается, что дислоцирование российских миротворческих войск соответствуют Мадридским принципам. Один из пунктов принципов заключался в том, что НАгроных Карабах будут охранять международные войска до тех пор, пока не произойдет референдум по определению статуса региона.

В документе говорится, что идея скандинавских миротворческих сил отклонена. В основном это связано с тем, что Анн Линде отмечает, что «Швеция не нейтральная». Кроме того, она добавляет: «Нам нужно будет тщательно рассмотреть любые будущие запросы — процесс, который требует времени».

Подчеркнуто, что роль Анн Линде в качестве председателя ОБСЕ состоит в том, чтобы координировать реализацию полевого присутствия государств-участников и инициировать мирные переговоры.

Разговоры по электронной почте от 25 ноября, в которых посол Швеции в Азербайджане Кристиан Камилл описывает подготовку к нескольким встречам, почти полностью конфиденциально. Единственное, что ясно, это то, что у него были встречи с помощником Мехрибан Алиевой, а также вице-президентом. Это указывает на то, что Азербайджан интересуется, каким будет позиционирование Швеции во время его предстоящего председательства в ОБСЕ.

Заявления Азербайджана 14-15 марта и Армения 16 марта более полны. Предыдущая документация показала, что ОБСЕ не намеревалась встречаться со сторонами, если они не будут искренне заинтересованы в переговорах, и переговоры на высшем уровне произошли только во время визита Анн Линде в обе страны.

Линде встретилась с лидерами и министрами иностранных дел в обеих странах.

Встреча с Ильхамом Алиевым в Азербайджане прошла в «хорошем настроении», пишет посол Кристиан Камилл. Большая часть текста конфиденциальна, но Линде подчеркивает, что формат Минской группы подходит для «облегчения» мирных усилий.

Кроме того, Линде коснулась вопроса обращения с военнопленными, что было одним из самых чувствительных вопросов послевоенного периода.

Вскоре после войны Армения передала всех военнопленных, в то время как до 200 армян оставалось в азербайджанском плену. Несколько правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch, обвинили Азербайджан в том, что он не выполнил правила, регулирующие проблему военнопленных. На встрече с Алиевым Линде подчеркивает важность их возвращения в соответствии с международным правом.

В документах также указывается, что на следующий день на пресс-конференции с министром иностранных дел Азербайджана Джихуном Байрамовым Линде снова подняла этот вопрос, но Байрамов утверждал, что армяне были захвачены после 10 ноября, поэтому не считаются военными пленными.

То, как Ильхам Алиев обсуждал эту проблему, когда он говорил с Линде, конфиденциально. Тем не менее, его позиция стала известна, благодаря просочившемуся в Сеть видео беседы четы Алиевых с президентом Турции и его женой, на котором они говорят, что пленных – хороший аргумент на переговорах.

С тех пор состоялось несколько обменов военнопленных на карты минных полей, предоставленных Арменией Азербайджану. В Азербайджанском гражданском суде все еще осталось около тридцати пленных. То есть они не были осуждены как военнопленных.

С тех пор Анн Линде, как и Международный комитет Красного Креста, назвала военнопленных «заключенными». Тем не менее, Красный Крест отметил, что статус заключенных должен быть разрешен между Азербайджаном и Арменией, и что они готовы обеспечить безопасную передачу. Разница между статусом «заключенного» и «военнопленным» заключается в том, защищаются ли права пленного положениями Женевских конвенций.

Документы с заседаний 16 марта в Армении показывают, что Линде, в дополнение к встречам с премьер-министром Николом Пашиняном и тогдашним министром иностранных дел Ара Айвазяном, также имела краткую неформальную и незарегистрированную встречу с представителями из столицы Нагорного Карабаха Степанакерт.

В разговоре с министром иностранных дел была подчеркнута важность добавления большего количества ресурсов к мирным переговорам, что уже было предложено 2 ноября 2020 года, а затем была отвергнута шведской делегацией. Айвазян также подчеркнул страх перед полномасштабной войной, которая может привести к новому геноциду армян. Это учитывает тот факт, что Армения граничит с Турцией, которая помогала Азербайджану во время войны в 2020 году.

Во время встречи с Пашиняном, армянский премьер снова поднял вопрос о военнопленных, а также заявил о том, что президентство Швеции в ОБСЕ способствует окончательному разрешению конфликта с учетом окончательного определения статуса Нагорного-Карабаха.

Айвазян также выразил обеспокоенность тем, что Азербайджан угрожает армянскому культурному наследию на крупных территориях, захваченных Баку.
Эти опасения были оправданы в феврале 2022 года, о чем сообщал Blankspot. Это несмотря на то, что вопрос был поднят в Международном суде в Гааге. Азербайджан также поднял вопрос о разрушении азербайджанского культурного наследия.

Наконец, Анн Линде подчеркнула, что окончательное мирное соглашение не было шведским приоритетом во время председательства в ОБСЕ, а скорее было важным заявить, что соглашение о прекращении огня было соблюдено.

В последнем документе от 13 мая 2021 года говорится, что Линде призвала к встречам с армянским и азербайджанским министрами иностранных дел. Причина заключается в сообщениях об обвинениях Армении против Азербайджана в том, что он вторгся в армянскую провинцию Сюник 12 мая.

В то время как министр иностранных дел Армении подчеркивает важность того, что мировое сообщество дистанцируется от действий Азербайджана, министр иностранных дел Азербайджана утверждает, что после войны 2020 года границы не ясны.

**
На официальный запрос Blankspot о приоритетах Швеции в роли сопредседателя ОБСЕ, Министерство иностранных дел отвечает следующим образом:

“Швеция и ЕС приветствовали прекращение огня между Арменией и Азербайджаном, которое положило конец боевым действиям. Однако прекращение огня было лишь первым шагом к мирному соглашению. Во время председательства Швеции работа со сторонами, направленная на дальнейшие шаги к мирному соглашению, была главным приоритетом. Это была тяжелая работа сразу после вооруженного конфликта со многими погибшими и с большими человеческими страданиями. Минская группа и личный представитель председателя приложили усилия для продвижения процесса вперед».