Резня собственных граждан как форма внутриполитической борьбы: Ходжалу
25 февраля. Инфотека24. С самого начала армяно-азербайджанского конфликта в Азербайджане стали очень быстро распространяться антиармянские настроения. Государственные структуры Азербайджанской ССР, а затем и независимого Азербайджана очень активно поддерживали подобную политику. Результатом всего этого стали этнические чистки армян в разных азербайджанских городах (Сумгаит, Баку, Кировабад (Гандзак) и др.).
В начале 1992 года оппозиция Азербайджана во главе национального движения Народный фронт, руководителем которого был будущий второй президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей, начала требовать отставку действующего президента Аяза Муталибова. Согласно разным авторитетным источникам именно антиправительственные настроения Народного фронта сыграют ключевую роль в событиях так называемого “ходжалинского геноцида”.
В январе-феврале 1992 года Степанакерт находился в критическом состоянии. Город практически находился в окружении со всех сторон, а наземная связь с Арменией пока еще не существовала. Единственным способом облегчить ситуация было восстановление как минимум воздушной связи с Арменией через ходжалинский аэропорт. Штурм города планировался 23 февраля, но из-за погодных условий штурм начался в ночь с 25 на 26 февраля. Взятие Ходжалу спасло армянского населения Степанакерта от гуманитарной катастрофы.
Очень важно отметить, что до начала операции силы самообороны Нагорного Карабаха всеми возможными способами информировали населению города о предстоящем штурме. Они сообщили, что существует гуманитарный коридор по шоссе Ходжалу-Аскеран-Агдам. О существовании гуманитарного коридора лично говорил тогдашний мэр города Элман Мамедов.
Несмотря на это, азербайджанская сторона не проводила эвакуацию города, о чем свидетельствуют сами жители. Так, например, в показаниях главы комиссии по расследованию событий в Ходжалу Рамиза Фаталиева говорится, что в ходе совещания Совета Национальной Безопасности было принято решение не проводить эвакуацию города. Отсюда можно сделать вывод, что азербайджанские власти рассматривали собственных граждан как своеобразным щитом против армянских солдат.
По версии азербайджанской стороны, после штурма города население начало покидать город и направиться на сторону города Агдам. По дороге они заблудились и столкнулись с армянами, которые и их расстреляли и убили с особой жестокостью. Однако данная теория имеет очень много изъянов.
Во-первых, тела жителей Ходжалу были найдены на подступах к Агдаму, в 700 метрах от азербайджанских позиций. Возникает вопрос как армяне проникли в территории, которые находились под контролем Азербайджана, устроили там резню бежавших жителей города, а азербайджанские военные, находившиеся рядом, не предприняли ничего, чтобы это предотвратить.
Другим доказательством вранья азербайджанцев являются свидетельства независимого журналиста Чингиза Мустафаева. Мустафаев был на территории резни 2 раза. На его снимках и видеокадрах 29 февраля видно как тела погибших пока еще не тронуты, а уже на снимках 2 марта они перенесены и на них видны следы истязаний. Мустафаев после этого начал активно задавать вопросы властям Азербайджана, однако через 3 месяца он “внезапно” погиб.
После ходжалинской резни азербайджанская оппозиция во главе Абульфаза Эльчибея добился отставки президента Муталибова. Одним из важнейших доказательств фальсификации событий считаются слова первого президента Азербайджана Аяза Муталибова после своей отставки. Чешский журналист Дана Мазалова, которая в то время активно освещала карабахский конфликта брала интервью уже у бывшего президента Азербайджана. Во время интервью Муталибов заявил, что это все было организована для того, чтобы появился повод для его отставки. Он добавил, что организаторы были заинтересованы в том, чтобы кадры резни появились в разных местах и люди сфокусировались на персоне Муталибова. Сам Муталибов считал, что если бы резня была организована армянами, то азербайджанцы не могли получить изобличающие им в фашистских действиях документы. Годы спустя Дана Мазилова подтвердила, что во время беседы Муталибов допустил мысль, что резня была осуществлена азербайджанскими народными фронтовиками с целью добиться его отставки.
Несмотря на все эти факты, Азербайджан начал очень активно говорить о якобе “геноциде” в Ходжалу, забывая о зверствах своих граждан в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других азербайджанских городах.
Армянофобская политика Азербайджана усилилась в результате этих событий. В азербайджанском обществе на государственном уровне до сих пор продолжается политика демонизации образа армянина, результатом чего стали жестокое убийство спящего армянского солдата азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым в Будапеште, разные акты зверства во время Апрельской войны, истязания пленных и трупов армянских солдат во время Второй Карабахской войны.