АЗЕРБАЙДЖАНОБЩЕСТВО

Азербайджанцы платят здоровьем за успех месторождения Шах-Дениз 2

Британская нефтяная компания “British Petroleum” (BP), а именно ее деятельность в Азербайджане, стала объектом очередного расследования Центра по исследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP).

Жизнь в деревне Сангачал на берегу Каспийского моря стала невыносимой. Люди жалуются на тяжелый воздух и запах серы и газа, небо по ночам светится огнем, у жителей начались серьезные проблемы со здоровьем. Все это связано с работами на месторождении нефти и газа Шах-Дениз 2.

Вспышки на небе, которые видят жители, это взрывы газа. Снимки со спутников показывают, что их стало в разы больше после того, как в 2018 году британская компания увеличила добычу газа, который перенаправляется через южный газовый коридор в Европу. Южный газовый коридор — это массивный набор взаимосвязанных трубопроводов, которые в настоящее время прокачивают миллиарды кубометров газа в год в Европейский Союз.

Нефть и газ являются основным источником доходов Азербайджана, что составляет около 60 процентов государственного бюджета, согласно последнему докладу Международного энергетического агентства. Немного из этих денег доходит до простых граждан, большая часть уходит в карманы коррумпированных чиновников и на удовлетворение тщеславия правящего клана.

Люди, которые живут возле Сангачал платят здоровьем за эту прибыль. Они говорят, что у них начались проблемы с сердцем, дыханием, рак, проблемы с щитовидной железой и диабетом, а дети перестали расти от загрязненного воздуха, они страдают от анемии, эпилепсии и проблем с дыханием. Некоторые обвиняют компанию в отравлении флоры и фауны. Жители деревни говорят, что вспышки иногда трясут дома так, что хрупкие предметы в доме разбиваются. В воздухе появляется желтая пыль, которая оседает на одежде, коже и соответственно на легких.

Образцы воздуха, взятые в близлежащей деревне в 2019 году, показали повышенные уровни диоксида серы — газ, связанный со вспышкой, который может навредить здоровью людей в высоких концентрациях, но OCCRP не смог установить наверняка, был ли он произведен терминалом, близлежащей электростанцией, заводом или другим источником.

Пресс-секретарь BP заявил, что компания проводила регулярный мониторинг воздуха вокруг Сангачального терминала между 2018 и 2021 годами и не определила никаких выбросов, которые превысили ограничения.

SOCAR в свою очередь заявила, что «стремится к самым высоким экологическим стандартам» и близка к своей цели – нулевых выбросов от нефтегазовых месторождений. Однако компания отметила, что не работает с терминалом Сангачал, поэтому любые связанные с ним экологические проблемы являются ответственностью государственных органов.

Ни один из жителей не получил какую-либо компенсацию от правительства или любой из нефтяных компаний, участвующих в разработке Шах-Дениз 2.

О недостаточном усмотрении экологической охраны окружающей среды говорилось во время проверки, проводимой Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), в результате которой банком был выдан кредит в размере 500 миллионов долларов одному из инвесторов в Шах-Дениз 2, российской компании ЛУКОЙЛ для решения данной проблемы. Однако после того, как компания выплатила кредит вопрос об экологии больше не поднимался.