АЗЕРБАЙДЖАНАРМЕНИЯКОНФЛИКТЫ

Oбзор выполнения условий прекращения огня между Арменией и Азербайджаном и рекомендации Колумбийского университета

Нагорный Карабах (Арцах) подвергся нападению со стороны Азербайджана 27 сентября 2020 года. Турецкие беспилотники и наемники-джихадисты сформировали результат войны в пользу Азербайджана. Сирийский наблюдательный центр по правам человека сообщил о гибели 541 сирийского боевика воевавших за Азербайджан. 9 ноября 2020 года президент России Владимир Путин заключил соглашение-перемирие между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым после 44 дней ожесточенного конфликта. Хотя соглашение де-юре положило конец войне, оно не смогло де-факто положить конец насилию. Азербайджан продолжает предъявлять территориальные претензии, нацеливаясь на церкви и памятники культуры. Армянские военнопленные по-прежнему удерживаются в Азербайджане. Никто не привлекается к ответственности за нарушение прав человека и международного гуманитарного права.

После прекращения огня и прекращения всех боевых действий с условием остановки сил на текущих позициях, Азербайджан продолжил провокационные и агрессивные действия захватив 41 км2 территории Армении. Это «ползучее посягательство» направлено на достижение уступок со стороны Армении при демаркации границы. Разжигание ненависти и угрозы войны от Алиева обостряют страхи людей. Армения подала иск в Международный Суд ООН обвиняя Баку в нарушении положения Международной конвенции об искоренении всех форм расовой дискриминации. Международный Суд вынес решение в пользу Армении. Азербайджан утверждает, что у него нет территориальных претензий к Армении. В то же время Алиев утверждает, что Ереван исторически азербайджанский. После трехсторонней встречи в Сочи 26 ноября 2021 г., США, Россия и Франция призвали Армению и Азербайджан возобновить прямой диалог и полностью соблюдать соглашения при посредничестве Москвы.

Армения полностью и в срок отказалась от всех указанных в Трехстороннем заявлении территорий. Лачинский коридор продолжают патрулировать русские миротворцы, но были инциденты, в том числе взрывы и убийства армянских гражданских лиц, что препятствует функционированию коридора, который соединяет Армению и Арцах. Присутствие российских миротворцев жизненно важно для смягчения смертоносного конфликта и содействия возвращению перемещенных лиц в свои дома. Мандат российских миротворцев не определен, и их роль не была одобрена членами Минской группы или ОБСЕ в целом. У российских миротворцев нет международного мандата на посредничество. Сообщалось о случаях, когда российские миротворцы наблюдали убийство армян азербайджанскими военнослужащими, но не вмешивались, утверждая, что их ответственность исключает принуждение к миру. Около 30 гражданских поселений в Арцахе находятся возле линии соприкосновения в непосредственной близости от азербайджанских военных позиций. Регулярно ведется огонь артиллерии и стрелкового оружия, что создает опасность для мирных жителей и сельскохозяйственных работников. Русские войска часто отказывают в доступе иностранным репортерам и гуманитарным агентствам, что мешает мониторингу. Россия сотрудничает с Турцией, членом Минской группы без привлечения сопредседателей.

И Армения, и Азербайджан заявляют о нарушениях режима прекращения огня. Для предотвращения провокаций Пашинян предложил разместить российские войска на границе между Арменией и Азербайджаном. В то время как Азербайджан несет ответственность за преобладание инцидентов с применением насилия, Баку и Ереван имеют собственные версии событий и отрицают обвинения друг друга. Россия и Турция создали свой собственный центр наблюдения за прекращением огня, что проблематично, потому что Турция не является подписантом Соглашения о прекращении огня, Армения не давала согласия на использование этого центра в качестве объективного наблюдателя, а Турция политически и в военном отношении поддерживает Азербайджан. Турция является стороной конфликта. И глава СВР РФ Сергей Нарышкин подтверждал участие турецкой разведки и поддерживаемых Турцией сирийских наемников и террористов в боевых действиях в Нагорном Карабахе. Турция была и остается участником войны, но открыла совместный с Россией центр мониторинга , что еще больше подрывает ОБСЕ и ее усилия по достижению прочного мира.

Путин подчеркнул, что «восстановление экономических связей на Южном Кавказе и разблокирование транспортных коридоров» имеет решающее значение для строительства мира. По условиям прекращения огня ширина Лачинского коридора составляет 5 км. Переговоры о новых транспортных сооружениях провалились после того, как Азербайджан начал настаивать на строительстве «коридора» через Армению, соединяющего Азербайджан и Нахиджеван.

Ильхам Алиев продолжает демонизировать армян с помощью насаждения вражды. Азербайджан блокирует доступ для международных гуманитарных организаций в Арцах, включая агентства ООН. Совет Европы утверждает, что гуманитарные агентства имеют ограниченный доступ ко всем районам, затронутым конфликтом, что препятствует возвращению перемещенных лиц. Нет плана по возвращению беженцев, которых ООН определяет как тех, кто из-за вполне обоснованных опасений подвергнуться преследованиям по признакам расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического мнения находится за пределами страны своего гражданства и не может воспользоваться защитой этой страны. Особенно это касается 90 000 армян, перемещенных в результате конфликта.

Армения освободила всех азербайджанских военнопленных, а Азербайджан — нет. Репатриировано более 100 пленных армян, при этом минимум столько же удерживается в Азербайджане. Статья 118 Женевской Конвенции 1949 года гласит: «Военнопленные должны быть освобождены и репатриированы без промедления после прекращения боевых действий». Армения и Азербайджан как участники данной Конвенции обязаны ее соблюдать. Вернувшиеся в Армению военнопленные рассказали о серьезных нарушениях прав человека и жестокое обращение в Азербайджане, начиная с момента задержания. Они рассказали о том, как их избивали, пытали и унижали. Пленных перевозили между различными пенитенциарными учреждениями, где они подвергались физическим и психологическим пыткам, не были обеспечены достаточным количеством пищи и воды, были лишены сна и получали минимальную медицинскую помощь. В Азербайджане проведено 45 судебных разбирательств, при этом нет международных наблюдателей. Осуждены 40 военнопленных и гражданских лиц-армян с приговором до 20 лет. Среди других прав на судебное разбирательство Третья и Четвертая Женевские конвенции 1949 года гарантируют «помощь квалифицированного адвоката или адвокатов» . Отказ в таком фундаментальном праве на справедливое судебное разбирательство как право адвоката, подрывает не только легитимность этих судебных процессов по делам о военных преступлениях, но и подрывает оправданность удержания в плену армянских военнопленных. В иске, поданном Арменией против Азербайджана, ЕСПЧ обратился к правительству Азербайджана с требованием «предоставить конкретную информацию о соответствующих лицах [задержанных армянах, военнопленных и других удерживаемых лиц], включая условия их содержания под стражей, любые медицинские осмотры которые они прошли, и подробную информацию о мерах, которые были приняты или планируются к принятию для их репатриации. Уведомляя Комитет министров Совета Европы, ЕСПЧ установил, что Азербайджан «не соблюдал сроки, установленные Судом для представления информации, и предоставил довольно общую и ограниченную информацию».

Алиев настаивает на соединении Азербайджана с Нахиджеваном через Зангезурский коридор, что способствовало бы коммерческому сотрудничеству и сотрудничеству в области безопасности между Азербайджаном и Турцией. Он требует от Армении указать дату открытия Зангезура. Армения категорически выступает против коридора. Зангезур окажет негативное влияние на сохранение напряженности в регионе. 25 августа 2021 года Азербайджан заблокировал шоссе Горис-Капан и установил полицейские посты. В целях дальнейшей изоляции Армении Государственное таможенное управление Азербайджана начало взимать плату за проезд с иранских дальнобойщиков, пересекающих шоссе Горис-Капан, создав таможенные посты на въездах и выездах с участка трассы. Сама Армения стремится к открытию двух маршрутов: один через эксклав Нахиджеван в Иран, а другой через Азербайджан в Россию.

Эксперты университета также предлагают свои рекомендации сторонам:

-Для достижения устойчивого мира лучше использовать многосторонний подход. Теперь вся Минская группа в соответствии со своим международным мандатом должна взять на себя инициативу. Более активное участие администрации Байдена будет сигнализировать о приверженности США стабилизации Южного Кавказа, прекращению злоупотреблений и привлечению к ответственности виновных. Это также ограничило бы стремление России оказывать большее влияние в ближнем зарубежье, создавая союзы для достижения своих геополитических целей.

-Консолидировать соглашения о демаркации границы и коммуникациях при посредничестве Минской группы и устранять дублирующие инициативы.
-Расширить буферные зоны.

-Создать механизмы мониторинга и расследования под эгидой Минской группы, называя имя конкретной стороны, которая нарушает соглашения и несет ответственность за эскалацию насилия.

-Поощрять роль гражданского общества в мониторинге условий прекращения огня и содействовать строительству мира с помощью активации экономических связей и транспортного сообщения.

-Обеспечение большей прозрачности российских миротворческих операций.

-Получить возможность ознакомиться с совместным российско-турецким военным центром.

-Снизить риски эскалации конфликта, удалив позиции азербайджанских вооруженных сил от населенных пунктов.

-Настаивать на возвращении всех военнопленных и привлечении к ответственности их похитителей, которые нарушали права человека и международное гуманитарное право.

-Создать трибунал в ЕСПЧ для привлечения к ответственности и предотвращения злодеяний и преступлений в будущем.

-Сосредоточить внимание на развитии региональных транспортных и торговых маршрутов, кроме “Зангезурского коридора”, соединяющего западные районы Азербайджана с Нахиджеваном и Турцией.

-Привлечь ЮНЕСКО и Всемирный фонд памятников к усилиям по сохранению армянских церквей и культурных ценностей, что следует поставить под международный контроль.

-Оказать помощь в восстановлении сельскохозяйственного и животноводческого секторов, пострадавших в результате конфликта.

-Разрешить беспрепятственный проезд через Лачинский коридор международных журналистов, дипломатов, и наблюдателей за соблюдением прав человека.

Источник: Implementation report FINAL_0