АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКААРМЕНИЯ

Территориальная целостность Азербайджана с точки зрения международного права. Карабах.

Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКО) прошел 10 декабря 1991 года. Решение засчитывалось при явке не менее 50 % и при  2/3  проголосовавших избирателей. Явка была обеспечена  82,17 % при электорате 132 328. На вопрос: “Согласны ли Вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?” ответили положительно 99 % избирателей, отрицательно-1%. Азербайджанцам были предоставлены все условия для голосования, однако большинство из них не голосовало. Напомню, что основным документом для НКАО является Конституция СССР, а не Азербайджана, в соответствии с которой народ Карабаха имел право, как и каждая республика, на отсоединение. 

Не всегда странам удается договориться самим между собой. Территориальные споры возникают, и возникают довольно часто, и решаются, как правило мирным путем. Такова практика международных отношений. Именно так, мирным путем, в рамках Конституции СССР решал вопрос народ Карабаха, проведя референдум об отделении своей Автономной области от Азербайджана. Редко, когда одна из стран прибегает к силе. Добром, как правило, это не кончается.

Однако, Референдум был не признан на международном уровне государствами-членами ООН. Обоснование,- был проведен без согласия Азербайджанской Республики, кажется неубедительным. Мир видел все. И вброс бюллетеней, и рекламные кампании, и футбольные матчи, чтобы отвлечь избирателей. Но такого, чтобы избирателей отстреливали… Армяне погибали, но голосовали. Если не в случае Карабаха, то в каком случае действуют тогда международные законы. Если можно все, что к тому времени уже свершилось, то что тогда нельзя? И это после погромов мирного населения по национальному признаку в Сумгаите и Баку, в Нахичевани  и по всей территории самого Азербайджана? Решение этого вопроса в компетенции Москвы, а не Азербайджана. И выходить из СССР Азербайджан имел право только после решения вопроса о статусе этих Автономных областей. Тогда и Азербайджан должен считаться частью России, раз нарушил свои договора. 

Международные споры, как правило, решаются в рамках:

1) Устава организации объединенных наций

2) Хельсинских заключительных актов, посвященных  Безопасности в Европе

3) Договоров между странами. СССР-(Русско)-Турецких договоров.

Более 30 лет стоит обсуждение Карабахской проблемы на международном  уровне. Давайте поймем, о чем идет речь? Кто угрожает Азербайджану? 

  1. Речь идет об отсоединении Автономной области от остальной части Азербайджана. (внутренняя угроза) или
  2.  Какое государство лелеет надежду захватить его территорию, т.е. речь идет о внешней угрозе?

 Вопрос о статусе Карабаха и Нахичевани  решается в рамках законов о самоопределении  нации и территориальной целостности государства 1) когда речь идет о нападении со стороны другого государства, а не о желании отделиться части этого самого государства, см. документ: СБ ООН, статья 39, и 2) может ставиться только в том случае, когда Государством соблюдены права человека. В случае дискриминации части своего народа по национальному признаку, убийств граждан, изгнания их из своих домов, унижения их достоинства, основных прав и свобод, действие закона о территориальной целостности значения не имеет. Народ имеет право на отделение, на защиту своей жизни, достоинства, право на свободное развитие. Претендентов много, все случаи рассматривались в СБ ООН. Председатель СБ ООН заключил, что территория для людей, а не наоборот. Не люди для территории.

Территориальная целостность Азербайджана ( внутренняя угроза).

Нахичеван и Карабах это две Автономные области, которые принадлежали СССР. Именно СССР был субъектом международного права. По Конституции все республики  равноправны.  За каждой из них сохранялось право на выход из СССР. И при распаде СССР все Автономии на его территории должны были получить равные права. И право это заключалось в самоопределении.  Почему Автономии России стали самостоятельными Республиками, а Автономии АзССР должны аннулироваться?  Либо, еще хуже,  формально название осталось прежним, а народ один заменен на другой. Речь идет о Нахичевани, в котором 75 % христианского населения заменено на азербайджанское. Сейчас там проживает 99,6 % азербайджанцев и 0,3 % курдов. Что заставило 75 % мирного населения Нахичевани добровольно покинуть свои дома? В 1988 г. после погромов, Нахичеван  покинули последние армянские семьи. Напомню, что автономии в СССР создавались исключительно по этническому признаку. С 1936 г. у всех автономий самостоятельная субъектность в рамках СССР. В нашем случае  речь идет об Автономиях на территории Азербайджана, которые, в свою очередь, принадлежали СССР.

 В этом случае, с точки зрения территориальной целостности Государства, что имеет в виду международное сообщество? Как рассматривает целостность Азербайджана,  как коммунальную квартиру, в которой есть  три доли собственности —Нахичеван, Карабах, и сама территория Азербайджана? Напомню, что эти Автономии вошли в Азербайджан со своим народом и со своей территорией и принадлежат армянам. Да и входили в СССР. СССР был гарантом безопасности армян на территории Азербайджана. 

Вошли в СССР после турецких погромов в Баку, погибло и пострадало тогда около 30 тыс. Погромами все и закончилось. И это отличительная особенность  Турции и Азербайджана. Погибало мирное, невооруженное население, которое к конфликту отношения не имело, сопротивления не оказывало.

 Что означают границы Карабаха и Нахичевана в Азербайджане с точки зрения международного права? Кстати, границы международно-признанные,  отраженные на всех картах? Территориальная целостность Азербайджана предполагает сохранность этой конфигурации, т.е. Азербайджан плюс две Автономии: Нахичеван и Карабах? Армянское население вернут в эти области? Миллион беженцев русской и армянской национальности в этот список не входят. Из Нахичевани переселенцы появились задолго  ДО референдума, из Карабаха -после погромов в Баку, Сумгаите и т.д., большая часть после 44 дневной войны. И эти беженцы пополняют список того миллиона. Однако в переговорном процессе в ходе 44 -дневной войны  речь шла о 10 %  азербайджанского населения Карабаха, а о этих миллионах речь не идет. Почему? Давайте вернем армян и русских в Нахичеван, Баку, вернем в Карабах людей, которые там живут из поколения в поколение. Как-то не логично получается, азербайджанцы вытеснили все национальности из Азербайджана, возвращать их обратно не спешат. Можно из этого сделать вывод, что они не могут, или не хотят жить в дружбе ни с одной нацией? (См. часть 6. Табл.1).Тогда почему Азербайджан так настаивает о возвращении 10 % населения азербайджанской национальности Карабаха? Чтобы выбить оттуда оставшиеся 90 % ? А в армянские села, освобожденные от армян азербайджанским ОМОНом, в ходе операции КОЛЬЦО, тоже вернется население? 

Не понятна и судьба Нахичевани, который по договоренности не мог быть передан третьей стороне. И если Азербайджан вышел из СССР, то Нахичеван должен был остаться в Армении по Московскому договору о дружбе и братстве.

Чечня принадлежит чеченцам, Татарстан -татарам, Осетия-осетинам, и Абхазия -абхазам. Никто не оспаривает, что это их земли. И это правильно. Никто не изгоняет их с их земли, не изгоняет из их же домов. Речь идет о их статусе,  принадлежности Грузии, либо самостоятельности, но не о самом существовании! Я бы сказала, наоборот, другие, не титульные  нации вынужденно покинули эти Автономии. Так почему для Азербайджана делается исключение?

Может принудительная  “мирная” аннексия  Нахичевана, и аннексия с применением силы территории Карабаха называться территориальной целостностью Азербайджана, с точки зрения международного права? Ведь изгоняя коренное население, не мигрантов, с их Родины, из их домов, лишая их права на свою недвижимость, свое имущество, права на жизнь и развитие Азербайджан присоединяет к себе часть чужой территории, на которую по закону прав у него нет. Более того, освобождение территории и домов от коренного населения (не азербайджанской национальности), не участвующих в  политике, митингах, не нарушающих закона, мирно трудящихся во благо Азербайджана,  называет Освободительной войной. Государство обязано беспокоиться о своих гражданах, отвечает за их жизнь, за своевременную доставку товаров первой необходимости, продуктов. Ведь все граждане одинаково платят налоги и делегируют право на свою безопасность Государству. Если Нахичеван и Карабах — это Азербайджан, то почему в первом остались только азербайджанцы, а в Карабах не поставлялись продукты 30 лет? Почему народ там жил по карточной системе на хлеб, а в другие районы Азербайджана продукты поставлялись регулярно? Почему эти 30 лет уничтожалась гуманитарная помощь мирному населению Карабаха из Армении, почему население непрерывно обстреливалось? И если Карабах оказал вооруженное сопротивление этому произволу, то в Баку и на территории Азербайджана сопротивление не оказывалось, народ не был вооружен и не мог себя защитить. Его просто истребляли (1988-1990 г.). Причем даже вооруженные силы, вступившие в город, с трудом справлялись с этой бедой.

 И тут вопрос к международному сообществу, а Вы справились бы? Почти все азербайджанское население было охвачено этим безумием. А Вы сможете остановить Турцию, агрессора, претендующего на чужие жизни и территории? Опасный претендент. Ведь если Ваш ребенок устраивает истерики с целью получить игрушку, вряд ли стоит поощрять такое поведение. И это в интересах ребенка. В интересах международной безопасности. Как может Государство изгнать законопослушных граждан своей страны, не позаботившись о них. Значит воспринимал только титульную нацию в качестве граждан своей страны. Значит дискриминация нации имела место в полном объеме.

В международном праве два слабых места:

  • Противоречие между правом нации на самоопределение и территориальной целостностью государства
  • Противоречие между гарантиями  прав человека (Права человека оговорены в  Хельсинских актах 1975 г.( глава VII),  Уставе ООН и “Всеобщей декларацией прав человека”). и невмешательством во внутренние дела государства

И Азербайджан успешно жонглирует ими в своих интересах. Президент Азербайджана  И. Алиев вспоминает о них, когда говорит о 10 % населения Карабаха. О невмешательстве в дела Государства вспоминает, когда речь идет о  миллионе граждан другой национальности, покинувших Азербайджан. Куда должны были податься эти люди? В Армению, которая сама после Спитакского землетрясения не могла разместить своих пострадавших граждан? В Армению, с обнуленной экономикой, оккупированную Азербайджаном. 

Два фактора сыграли решающую роль в бедах Армении: перекрытие Азербайджаном железной дороги и шантаж взорвать атомную ЭС, которую пришлось закрыть. Видимо 30 лет президент Азербайджана И. Алиев не знал о невмешательстве во внутренние дела Армении с вытекающими последствиями, не знал о недопустимости блокады.  А сейчас (2021 г.) Азербайджан, не выполнил и  условия о возвращении всех мирных граждан и военнопленных по мирному соглашению после 44-дневной войны, шантажирует их благополучием и требует все большего и большего?! Войска Азербайджана разгуливают по территории Армении как по своей. Убийство мирных граждан, похищения продолжаются, как и 30 лет назад. Ради этого он и возвращал эти 7 районов, чтобы продолжать эти безобразия на территории другого Государства.

О правах человека он вспоминает также выборочно, как и о невмешательстве в дела другого Государства. Ведь чтобы гарантировать права (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, право на жизнь, собственность, развитие- нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают. Однако журналистам вход на территорию Азербайджана запрещен. 

Такое впечатление что Азербайджан решает сегодня кто имеет право на жизнь, а кто должен умереть.  Кто где должен жить и чем заниматься.

 

В деятельности Организации Объединенных Наций  (ООН) три основных направления:

 

  1. Международный мир и безопасность
  2. права человека
  3. развитие

 

Основная цель Организации Объединенных Наций — это поддержание международного мира и безопасности, подавление, предупреждение  актов агрессии. С этой целью, в соответствии с Уставом, для достижения справедливости все международные споры должны решаться мирными средствами. Обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций роль СБ ООН сводится к установлению факта агрессии (страны-агрессора), пресечения агрессии, оказании помощи пострадавшей стороне, защите ее прав и законных интересов. 

Тогда возникает естественный вопрос, а что является агрессией с точки зрения международного права, какие действия? Определение агрессии утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года, статьи 1-8, Во взаимоотношениях между государствами можно, как и в демократическом обществе, все, что не задевает права другого государства. Здоровая конкуренция приветствуется.

Статья 1. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении. 

Таким образом первый вопрос, на который надо ответить, (Статья 2) какая страна является агрессором, а какая жертвой. Чье государство применило вооруженные силы первым? Речь идет о серьезных последствиях, не случайностях, естественно.

В статье 3 ,которая соcтаит из 7 пунктов а-g, приводится перечень действий, трактуемых как агрессия: нападение, оккупация, любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; бомбардировки, применение любого оружия, блокада… А вот содержание 2-х последних пунктов определения АГРЕССИИ.

  1. f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; Предоставление Азербайджаном своей территории военным Турции для нападения на Арцах является актом агрессии, участником которой является уже и Турция официально.
  2. g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них. 

Как Вы догадались, речь идет о 2 000 сирийских боевиков, использованных Азербайджаном в ходе 44- дневной Карабахской войны.

В соответствии со статей 5 никакие соображения не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.

Никакое территориальное приобретение, полученное в результате агрессии, не является и не может быть признано законным.

 Так что господин президент И. Алиев собрал весь джентельменский набор для международного суда, в своем обвинении Армении в дискриминации и национальных чистках азербайджанцев на территории Армении.

Сермакашева Н.Л. (Часть 7).