АРМЕНИЯПОЛИТИКА

Вопрос статуса Арцаха был и остается одним из ключевых вопросов в урегулировании конфликта: Посол Армении во Франции в интервью журналу «CONFLITS»

30 лет назад, 21 сентября 1991 года, Армения, осознавая свое право на самоопределение и решительно выступая за независимость, провозгласила возрождение независимого государства. Просто пояснение по этому поводу: с 1375 года Армения впервые провозгласила свою независимость в мае 1918 года, когда была создана первая Республика Армения, парламентская демократическая республика. Это государство, созданное после гуманитарной драмы 1915 года, Геноцида армян, к сожалению, просуществовало всего два с половиной года. Что касается провозглашения независимости в 1991 году, это было прямым следствием начала Карабахского движения в 1988 году. Следует отметить, что Карабахское движение было одной из основ, на которой была построена независимость Армении и на котором была построена идентичность армянского государства. И именно по этой причине азербайджано-турецкая агрессия прошлой осени и ее последствия потрясли весь армянский народ.

Асмик Токмаджян

Тем не менее, несмотря на этот шок и горечь потерь, Армения и Арцах остаются стоять, независимое армянское государство остается верным духу своей Декларации независимости. Даже сегодня, спустя год после кровопролитной войны, укрепление и развитие сильного, жизнеспособного, современного и демократического армянского государства остается главной задачей для армян всего мира.

В этом контексте мы придаем особое значение переосмыслению содержания отношений с диаспорой, а также более активной интеграции ее человеческого потенциала для решения задач, стоящих перед Арменией и Арцахом.

12 мая этого года вооруженные силы Азербайджана, в очередной раз игнорируя основополагающие принципы международного права, проникли на несколько километров вглубь суверенной территории Армении, в районы Сюник и Гегаркуник. Это азербайджанское вторжение встретило решительное осуждение со стороны международного сообщества: президент Франции также высказался по этому поводу, осудив эти действия и призвав азербайджанские силы покинуть суверенную территорию Армении.
Однако азербайджанские силы по-прежнему продолжают оккупировать определенные приграничные районы суверенной территории Армении, что недопустимо. Армения, верная своему конструктивному подходу, пытается при посредничестве своего стратегического союзника, России, найти мирное решение проблемы. Мы надеемся, что Азербайджан также займет конструктивную позицию на текущих переговорах и, избегая вооруженного противостояния, выведет свои силы с суверенной территории Армении, чтобы вернуться на позиции, установленные 11 мая этого года. Это ослабило бы существующую напряженность и создало бы благоприятные условия для инициирования процессов демаркации и делимитации границ.

Пункт, касающийся разблокирования инфраструктуры в регионе, четко и недвусмысленно зафиксирован в трехстороннем Заявлении от 9 ноября. Ни в этом, ни в каком-либо другом документе нет ни малейшего упоминания о предоставлении коридора, пересекающего территорию Армении. Армения решительно отвергает совершенно искусственный вопрос, который Баку пытается включить в повестку дня, касающийся так называемого «Зангезурского коридора», а также любого другого коридора через территорию Армении, в ущерб ее суверенитету.

Нас не удивляет, что неконструктивные действия Азербайджана, в частности его заявления об изменении границ суверенной территории Армении, вызывают глубокую озабоченность у региональных держав, особенно у Ирана. Иран играет важную роль в разрядке напряженности и установлении стабильности в регионе, и последним проявлением этого является позиция, недавно выраженная Ираном в отношении нерушимости границ Республики Армения. Мы убеждены, что расширение участия Ирана положительно скажется на перспективах мира и безопасности в регионе.

Россия сыграла решающую роль в прекращении военных действий против Арцаха в прошлом году. В настоящее время российские миротворческие силы выполняют свою миссию в Нагорном Карабахе, способствуя физической безопасности населения Арцаха и восстановлению условий для возвращения к нормальной жизни. Присутствие российских миротворцев — важнейший фактор безопасности. Армения, со своей стороны, обеспечивает все условия, необходимые для беспрепятственного развертывания этой миссии, в отличие от Азербайджана, который без колебаний использует любую возможность, чтобы поставить под сомнение актуальность и эффективность этой миротворческой миссии.

В то же время Армения продолжает и будет гарантом безопасности народа Арцаха и отстаивать основные права народа Арцаха. Безопасность Арцаха обеспечивает Армия обороны Нагорного Карабаха. Правительство Армении, в свою очередь, не жалеет усилий для смягчения последствий прошлой войны. В тесном сотрудничестве с правительством Нагорного Карабаха в настоящее время в Арцахе реализуются социальные программы по возвращению к нормальной жизни и восстановлению экономической активности . Мы сосредоточены на решении насущных гуманитарных проблем, возникших после последней войны. Особенно актуален вопрос о скором возвращении военнопленных и других армянских лиц, незаконно удерживаемых в Азербайджане. Баку, в нарушение трехстороннего Заявления от 9 ноября и вопреки признанным нормам международного гуманитарного права, отказывается передать их армянской стороне, не скрывая своего намерения, в том числе публично, использовать их как козырную карту политического торга. Судьба этих людей вызывает у нас большую озабоченность, и ежедневные пытки, применяемые к ним из-за их этнического происхождения, задокументированы.

Статус Нагорного Карабаха был и остается одним из важнейших вопросов в урегулировании конфликта и остается нерешенным по сей день. Армения будет решительно продолжать свои усилия по урегулированию вопроса статуса Нагорного Карабаха под эгидой сопредседательства Минской группы ОБСЕ и неустанно продвигать необходимость реализации права народа Арцаха на самоопределение и право на существование в мире и достоинстве на своей исконной родине.

В этом контексте я хотела бы напомнить о том, что исторической резолюции Сената Франции « о необходимости признания Нагорно-Карабахской Республики» скоро исполнится год. Эта резолюция, наряду с аналогичной резолюцией, принятой Национальным собранием Франции, а также пожелания, принятые десятками французских городов, регионов и департаментов, показали, что Франция и французский народ не желают оставаться равнодушными к агрессии азербайджано-турецких сил. Эти резолюции имеют большое значение для признания права на самоопределение народа Нагорного Карабаха и определения международно признанного окончательного статуса Нагорного Карабаха.

С момента обретения независимости Армения никогда не выдвигала условий для нормализации отношений с Турцией, настаивая на необходимости установления без предварительных условий дипломатических отношений и открытия границ между двумя странами. Вопреки этой конструктивной позиции Армении, Турция приняла и десятилетиями проводила политику предусловий, поэтому эти отношения не нормализуются по сей день. Даже сегодня, позиция Армении остается неизменной: несмотря на прямое участие Турции в недавней войне и ее дестабилизирующую роль в регионе, мы по-прежнему готовы к нормализации отношений с Турцией без предварительных условий, что отвечало бы интересам безопасности и экономического развития всего мира.

Что касается признания Геноцида армян, то мы рассматриваем этот вопрос в другом измерении, вне связи с вопросом о нормализации армяно-турецких дипломатических отношений. В этом году признание геноцида армян Соединенными Штатами Америки дало новый импульс процессу признания геноцида. Мы можем сказать это с уверенностью: большинство основных международных игроков, а также международное научное сообщество однозначно квалифицируют события, произошедшие в Османской империи в 1915 году, как геноцид.

Армения рассматривает ОДКБ как одну из важнейших опор своей архитектуры безопасности. Следовательно, Армения продолжит активно интегрироваться в деятельность этой организации, обращая внимание на проблемы, связанные, в частности, с укреплением собственной безопасности. Армения воспользуется возможностью своего следующего председательства в ОДКБ, чтобы настоять на укреплении институтов организации в интересах консолидации систем безопасности ее государств-членов.

Несмотря на усилия сопредседателей Минской группы, им не удалось предотвратить или быстро положить конец войне против Арцаха со стороны Азербайджана с участием Турции и с использованием международных террористов.

Несмотря на это, сегодня существуют благоприятные условия для полного возобновления действия МГ ОБСЕ, что Армения приветствует. Сопредседатели Минской группы уполномочены международным сообществом найти решение карабахского конфликта, и одним из важнейших вопросов этого урегулирования остается вопрос о статусе Нагорного Карабаха, вопрос, который еще не решен. Таким образом, МГ по-прежнему играет важную роль в этом отношении. На встрече, под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ, министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Нью-Йорке, в сентябре был сделан первый шаг к полному восстановлению процесса урегулирования конфликта. Армения приветствует проведение этой встречи и надеется, что контакты с участием сопредседателей будут продолжены.

Интервью посла Армении во Франции Асмик Токмаджян журналу «CONFLITS»