Трагедия церквей Шуши
На протяжении последних ста лет турко-азеры трижды – в 1905, 1920 и 2020 гг. — полностью или частично подвергали разгрому Шуши.
На протяжении последних 115 лет турко-азеры четырежды пытались уничтожить христианские церкви Шуши.
Первая попытка была предпринята в августе 1905 года, когда по Закавказью прокатилась волна армянских погромов, предпринятых кавказскими татарами при попустительстве и подстрекательстве царской власти. Арменофобию поддерживали и агенты турецкого правительства, активно действовавшие в Закавказье под видом дервишей. Они говорили, что армяне — враги ислама и султана, и что их следует поэтому уничтожить. Эти рассуждения падали на благодатную почву. Готовя погромы, власти разоружали армян и снабжали оружием «кавказских татар». После погромов в феврале 1905 года в Баку они распространились по всему Закавказью. В августе 1905 началось в Шуше.
Газета «Тифлисский листок» в августе 1905 года сообщала из Шуши:
«Татары, вооруженные насосами, обливали дома армян керосином и поджигали их. Благодаря сильному ветру, огонь быстро переходил от одного здания к другому… повсюду около пожаров стояли вооруженные татары и производили стрельбу. Делали они это, видимо, для того, чтобы не допустить армян к защите своего имущества».
«В особенности тяжелое впечатление производит на зрителя центральная часть города. Тут огонь произвел полное опустошение, и там, где несколько дней тому назад гордо красовались 2-х — 3-х этажные каменные здания, теперь одни лишь развалины, обгорелые стены и груды всякого хлама. Тут толпой, видимо, руководили фанатизм, злоба и месть,
Всего в городе убито 318 человек. Много раненых, исключительно 3-х линейными винтовками. Среди армян встречаются раненые разрывными пулями, видимо, «дум-дум».
Огонь уничтожил более 200 домов, большинство армянских лавок, аптеку Григорьева, театр Хандамирова и мировой отдел… установлен факт о намерении поджечь армянскую церковь…»
В марте 1920 года, в ходе Первой карабахской войны (1918-20 гг.) турками и их подручными азербайджанскими мусаватистами была практически полностью сожжена и разгромлена армянская часть Шуши, а её жители были частично истреблены, частично стали беженцами.
Именно о последствиях этой трагедии поведал поэт Осип Мандельштам в своём стихотворении «Фаэтонщик»:
Так в Нагорном Карабахе/ В хищном городе Шуше/
Я изведал эти страхи/ Соприродные душе/
Сорок тысяч мертвых окон/ Там видны со всех сторон/
И труда бездушный кокон/ На горах похоронен/
И бесстыдно розовеют/ Обнаженные дома/
А над ними неба мреет/Темно-синяя чума
Печальное зрелище представляли собой другие армянские храмы города, простоявшие полуразрушенными с 1920 по начало 1960-х годов.
Церковь Святого Иоанна Крестителя, или Канач жам (Зелёный час) в Баку сегодня голословно пытаются представить «русской православной», хотя во всех дореволюционных путеводителях и документах она фигурирует как армянская церковь, расположенная в верхней, армянской части Шуши.
Что же касается греко-православного (русского) храма, то он находился в мусульманской части города, близ татарского рынка и бывшего ханского дворца. Поэтому он уцелел в ходе резни и пожара марта 1920 года. В начале 1960-х, когда руководство АзССР приняло решение о снос е армянской части Шуши, русская церковь была разрушена, а на её фундаменте было построено здание Дома культуры.
Три из пяти армянских церквей Агулецоц, девичий монастырь и Мегрецоц (храм квартала Мегрецоц, то есть мегринцев, выходцев из городка Мегри на Араксе) были разрушены при сносе азербайджанцами в начале-середине 1960-х руин армянской части города.
От церкви Мегрецоц тогда осталась лишь часть восточной стены, ибо разобранная до фундамента, церковь была превращена в летний кинотеатр, сценой которого стала алтарная часть храма.
Церковь Канач Жам уцелела, так как была превращена в галерею для питья минеральной воды местного санатория.
В плачевном состоянии с 1920 по середину 1980-х находился самый большой храм Шуши – собор Святого Всеспасителя или церковь Газанчецоц (названная так по кварталу Газанчецоц – выходцев из армянского городка Газанчи в Нахичеване, в котором она находилась).
В 1970-1980-х годах на возвышенностях близ собора стали строить уродливые 4-5 этажные дома, чтобы скрыть его от взглядов приезжих, благо шатёр главного купола собора, всегда бывший высотной доминантой города, был разрушен ещё в послевоенные годы.
Нина Качоровская, экскурсовод из Волгограда вспоминала в письме в газетe «Советский Карабах» свою поездку в Шуши в начале 1980-х: «В Шуше нас почти час водили вокруг памятника Вагифу, а когда мы попросили показать армянскую церковь, экскурсовод-азербайджанец заявил, что это не входит в план экскурсии, и отказался показывать дорогу. Пришлось спрашивать у прохожих. Пришли, а церковь стоит почти разрушенная» (из письма в газету «Советский Карабах»; 12 октября.1988 г.).
После пожара и резни марта 1920 года власти Советского Азербайджана не пустили армянских беженцев в Шуши, который не стал столицей созданной в 1923 г. на части территории Арцаха Автономной области Нагорного Карабаха, а сам город так и не был восстановлен (и то, и другое было предусмотрено решением о создании АОНК). Тем не менее, в 1930-1940 г. некоторые прежние армянские жители всё же вернулись в город; в нём поселились и выходцы из соседних деревень. При этом армяне превратились из большинства в меньшинство населения Щуши.
В середине 1980-х под давлением многочисленных жалоб жителей НКАО и Армянской ССР в Москву, храм Газанчецоц (Св. Всеспаситедя) начали реставрировать армянские мастера. Они успели провести реставрацию наружных стен и установить на купол шатёр. Но в 1988 году, после мирного волеизъявления армян Арцаха о своём желании воссоединиться с Арменией, в Азербайджанской ССР начались армянские погромы.
В мае 1988 года более полутора тысяч армян были изгнаны из Шуши, в котором проживало тогда около 12 тысяч азербайджанцев. В декабре 1989-го толпа азербайджанцев разгромила и подожгла шатёр купола храма Св. Всеспасителя.
Начиная с сентября 1991 года, азербайджанские бандформирования методично начали из Шуши расстреливать Степанакерт — столицу провозглашённой населением Арцаха 2 сентября 1991 года Нагорно-Карабахской Республики. Обстрелы продолжались с конца сентября 1991-го по 8 мая 1992 года, — то есть на протяжении семи с половиной месяцев. Они велись сначала ракетами «Алазань», затем из орудий и танков, а начиная с 13 февраля 1992 года – реактивными системами залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град», — являвшимися на тот момент наиболее мощными и разрушительным реактивными системами на вооружении Советской армии.
В храме Св. Всеспасителя азербайджанские аскеры устроили тогда склад боеприпасов.
9 мая 1992 года Шуши был освобождён Армией обороны Нагорного Карабаха. Таким предстал перед ними оскверненный азербайджанцами храм.
После прекращения огня в мае 1994 года началась реставрация уцелевших за столетие разгрома и погромов шушинских храмов Св. Всеспасителя (Газанчецец) и Св. Иоанна Крестителя (Канач жам).
25 ноября 1996 года в жизни жителей Карабаха произошло важное событие. Над восстановленным куполом храма во имя Христа Спасителя в Шуши, — стоявшего на протяжении 76 лет без креста и со снесенным куполом, торжественно, в присутствии большого числа людей, руководителей Нагорно-Карабахской Республики был водружен 5-метровый крест. Крест словно вознесся над огромным зданием храма, купол которого как и в начале прошлого века стал являть собой наиболее высокую точку городской застройки.
27 сентября 2020 года началась тройственная агрессия Баку-Анкары-международного терроризма против Арцаха. Начиная с 27 сентября Степанакерт, Шуши, другие города и села Арцаха подвергались варварским обстрелам с применением наиболее разрушительных видов систем залпового огня и ракет, состоящих на вооружении современных армий, и запрещённых кассетных боеприпасов.
Враг пытался сделать непригодным для будущего проживания практически весь Арцах, и таким образом решить проблему изгнания арцахцев, добиваясь превращения всего народа Арцаха в беженцев без Родины, жилья и имущества.
С помощью турецких воинских частей и специалистов, сирийских и пакистанских джихадистов врагу удалось сделать это в Гадруте и Шуши, Талише и Мадагисе, горной части Аскерана и прилегающих сёлах Мартуни.
Весь мир обошли кадры разрушений, причинённых собору Св. Всеспасителя варварскими целенаправленными ракетными ударами. Причём второй удар был нанесён по храму, когда в нём находились российские журналисты, один из которых — Юрий Котенок получил тяжелые ранения. После этого теракта бакинская протеже Михаила Гусмана, бывшая заведующая отделом ТАСС, и просто базарная тётка Саадат Кадырова в передаче Владимира Соловьева сравнила христианский храм Газанчецоц с «сортиром».
Сегодня армяне в третий раз за столетие 1920-2020 года изгнаны из Шуши при молчании большинства стран, включая и некоторых «союзников» Армении. Армянские храмы Шуши вновь в плену и полным ходом идёт их осквернение: под видом «исторической реконструкции» с них снесены купола, сняты кресты, сбиты армянские надписи и осквернены иконы и хачкары. Погромщики, конечно же, не могут мириться с тем, чтобы купол собора Св. Всеспасителя оставался, — как это было сто лет назад, а также с 1995 по 2020 год, — доминантой городской застройки. Дикари не хотят, чтобы купола армянских соборов венчали армянские кресты.
Каким варварским диссонансом выглядит это на фоне того, как власти Арцаха два года назад, на собственные средства и с привлечением специалистов из Ирана реставрировали соборную мечеть Говхар-ага в нижней, «мусульманской» части города!
Почерк азеро-турецких погромщиков был и остаётся таким же, каким он и был сто лет назад, в марте 1920-го.
Шуши и его храмы вновь ждут избавления – на сей раз от варваров XXI века.
Уверен, что время это не за горами.