АРМЕНИЯКУЛЬТУРА

«Многие армяне не понимают грозящей Армении опасности»: итальянский арменовед Фатеме Габоарди

В Армению прибыла итальянская исследовательница иранского происхождения доктор Фатеме Габоарди Малеки Мино. В ходе визита она презентует новое издание своей книги «Путешествие мечты сквозь историю забытых людей: криптоармяне Анатолии» и обсудит перспективы издания армяноязычной версии данной работы – первого крупного исследования проблем турецких криптоармян в академической среде. Помимо научной деятельности, госпожа Габоарди – активный популяризатор истории и культуры армянского народа в Италии, интересный лектор и армян и Армении. Мы пообщались с Фатеме Габоарди, затронув не только содержание ее книги и исследовательской деятельности, но и современную политическую ситуацию на Южном Кавказе.

Фатеме, рад приветствовать вас на армянской земле! Ваша книга выдерживает уже второе издание, что говорит о качестве работы. Почему, однако, ее решили выпустить во второй раз – тем более, в первый она вышла совсем недавно…

Да, это исследование, которое я веду более 3,5 лет.  Я поменяла редактора – теперь он у меня более вовлеченный в армянский контекст и разбирающийся в проблемах Армении. И в июне она вышла в новом издательстве. И после вспышки коронавируса мы начали организовывать презентации книги, лекции и конференции, посвященные ей.  Работа представляет собой серию интервью с семьями криптоармян в Восточной Анатолии, сделанные там – на месте. Это достаточно серьезное исследование даже организационно – никто из этих людей ведь не говорит: «Привет, мы криптоармяне!». Они скрывают, публично – при соседях и окружающих, называют себя курдами или турками. Их приходилось искать с помощью моих друзей, коллег, выяснять, располагать к откровенной беседе. И на самом деле их очень много…

Сколько, на ваш взгляд?

Грант Динк до своего убийства говорил о миллионах, и я согласна с этим. Но, конечно, точную цифру установить сейчас невозможно. Много, очень много – это говорят и сами они. Вообще очень часто встречаешь в Восточной Анатолии и вообще в Турции людей, которые говорят: «моя бабушка была армянкой», или: «мой дедушка был армянином». Во время Геноцида, эти их предки, тогда еще дети, были поселены в турецкие или курдские семьи и воспитывались как турки и курды, зная, однако, кто они на самом деле.

А что ваши респонденты-криптоармяне вам рассказывали?

Они рассказывали в основном о себе – о жизни простых армян, которые вынуждены жить в стране, где им приходится на официальном уровне называть себя курдами или турками, скрывая свой язык и религию. Каждый спикер, каждая семья имеет, разумеется, свою историю. Я собрала их в моей книге, причем, часто мне приходилось менять имена респондентов потому, что они сами признавались мне, что, хотя и счастливы поговорить о своем происхождении и рассказать свою историю, но боятся турецких властей, которые могут им за это навредить. Они опасаются полицейских и даже армейских репрессий. При этом со мной эти люди были очень добры, воспринимали меня, как дочь…

Не хотят ли они покинуть Турцию?

Нет, в основном они не думают об этом. Говорят: «Мы любим нашу страну потому, что мы выросли здесь». Кроме того, многие из них – пожилые люди. Их дети живут где-нибудь в Стамбуле или Анкаре или даже в других странах, а сами они остались там, где выросли. Согласна, это – ментальное противоречие, крайне странная реалия.

Вы говорили в основном с пожилыми людьми, но что насчет их детей или внуков?… Они тоже чувствуют себя армянами?

Да. В основном да. Проблема в том, что большинство из них не знает армянского языка. Они хотели бы учить, но это трудно потому, что в этом случае они сразу начинают подвергаться давлению со стороны турецких властей. Например, в Диярбакыре несколько лет назад была армянская школа, где можно было изучать армянский язык и литературу. Полиция регулярно наведывалась туда, мешала учебному процессу, создавала иные трудности. Еще пример – у меня есть знакомый в Стамбуле. Он начал изучать армянский язык и литературу этой зимой. Он не криптоармянин, он открыто называет себя армянином. Когда он начал учебный курс, его сосед разбил его машину, сказав: «Хочешь быть армянином – я прикончу тебя. И забудь о нашей дружбе».

То есть не только правительство, но и простые люди в Турции настроены по отношению к армянам крайне негативно?

Да…. Мне кажется, дело во влиянии на турецкое общество пантюркизма. Причем, могу сказать, что ситуация становится все хуже – например, 3-4 года назад, было еще не так.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы криптоармян в Турции? Они превратятся-таки в турок, либо курдов, или все-таки могут сохраниться как армяне?

Сейчас в Турции очень плохая ситуация для христианства вообще – не только армянского. Ветер пантюркизма крайне силен. Правительственная линия на исламизацию очень сильна тоже. Сейчас криптоармянам сложно. В данный момент я работаю над другим исследованием – об армянах, которые открыто, как армяне, живут в Турции. Они тоже испытывают на себе сильное давление – как тот мой друг, которому разбили машину. А ведь он – открытый армянин, который просто учит свой язык, и которого доселе, казалось бы, вполне нормально принимали в обществе… Для криптоармян же говорить о своей идентичности, языке и, тем более, желаниях и стремлениях – и вовсе опасно.

Насколько проблема, о которой вы пишете, изучена в Италии и в Европе в целом?

Практически никак. Более того, в Италии почти никто не говорит об Армении и армянах вообще. В качестве иллюстрации отмечу, что наши СМИ стараются даже обходить тему недавней войны Арцаха и Армении с Азербайджаном.

Почему? Неужели Италия боится Турции и Азербайджана?

Тому есть конкретные причины. Италия – страна, крепко связанная с Турцией и Азербайджаном. Во-первых, Италия заинтересована в поставках азербайджанского газа через турецкую территорию. В итоге, в ходе последней войны многие итальянские журналисты даже не просто молчали – они говорили об «армянской агрессии» в отношении Азербайджана! То есть открыто лгали!  Во-вторых, на территории Турции расположено множество итальянских производств – в основном в районе Стамбула и Бурсы. К примеру, компания «Фереро», производитель знаменитой «Нутеллы» и другой кондитерской продукции,  имеет крупную фабрику близ Бурсы – там ореховые плантации, дешевая рабочая сила и все, что нужно для успешного ведения дел. Более того, «Фиат» производит в Турции автомобили и комплектующие к ним.  То же самое делает ряд итальянских производителей одежды  — даже Гуччи! В случае обострения отношений с Анкарой, все они потеряют миллионы евро, не говоря уже об азербайджанском газе!

И, конечно, если местные журналисты скажут правду о происходящем сейчас на Южном Кавказе или об армянском вопросе в целом, у Рима могут быть проблемы…

Что, на ваш взгляд, должны делать в столь сложной ситуации Армения и армянское общество?

Находясь сейчас в Ереване не в первый раз, я очень раздосадована настроениями в армянском обществе… Здесь не понимают грозящей Армении опасности… Каждый день вижу людей, которые смеются, пьют, едят, отдыхают, тусуются без каких-либо проблем и зазрений совести. И мне кажется, это очень беспечное поведение перед лицом азербайджано-турецкой агрессии и в свете последней войны. Я думаю, Азербайджан не остановится. И я полагаю, что армяне должны быть более вовлечены в то, что происходит. Азербайджанцы уже здесь. Они забрали Лачин, и их следующим шагом будет оккупация территорий Армении. Азербайджанская позиция ведь вполне очевидна! Мне не ясно, почему многие армяне не понимают или не хотят понимать этого…

Фатеме Габоарди Малеки Мино

На днях я была в Нораванке и остановилась у КПП неподалеку от турецкой границы. Мой таксист должен был там заправиться, а я решила выпить воды в местном кафе. Там мне встретились пятеро солдат, служивших на КПП, и я спросила их мнение о происходящем. Они ответили, что любят свой народ, но видят, что простые люди даже не думают о нависшей над ними опасности. Выслушав мою точку зрения, ребята сказали, что согласны со мной потому, что, находясь здесь, они не знают, что случится уже в следующем месяце, а, тем более, позже. Но многие просто закрывают на это глаза.

Отмечу, что кое-кто из этих беспечных людей думают, что Россия поможет им, но я не могу с этим согласиться, т.к. полагаю, что Россия если и поможет, то своих интересах и только в них. Думаю, что Путин, Алиев и Эрдоган не особо отличаются друг от друга, они имеют более-менее схожий образ мыслей. Даже российские миротворцы, находящиеся сейчас в Арцахе и Армении, расквартированы здесь, исходя из российского интереса контролировать разворачивающуюся ситуацию, а вовсе не ради защиты армян и помощи Армении. Я абсолютно уверена в этом.

И я боюсь за Армению потому, что в таком состоянии и с такой политикой она в течение ближайших 30-40 лет или даже меньше, попросту исчезнет. Возможно, останутся разве что Ереван и Эчмиадзин – как напоминание миру о ее древней культуре…

Беспристрастный и откровенный прогноз… А каковы ваши планы на будущее?

Исследование об армянах в Стамбуле. Оно очень важно, ведь, как я говорила, ситуация в городе и Турции в целом изменилась за последние 3-4 года полностью. Моя следующая книга будет об этом…

Беседовал Антон Евстратов