АНАЛИТИКААРМЕНИЯПОЛИТИКА

Предложение о создании демаркационной комиссии необоснованно и противоречит интересам Армении

В ответ на предложение России начать демаркационные работы, секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян подчеркнул необходимость вывода представителей Вооруженных сил Азербайджана с суверенной территории Республики Армения до начала таких работ, после чего будут созданы условия обсуждения.

Логика отклонения предложения армянской стороной может заключаться, прежде всего, в том, что азербайджанское вторжение в Сюник и Гегаркуник произошло в тех частях суверенной территории Армении, которые никогда не имели статуса спорной территории. Эти территории никогда не были частью Азербайджана на официальной карте. Поэтому предложение решить проблему через демаркационно-делимитационную комиссию необоснованно.


Другое обстоятельство заключается в том, что работа комиссии не может ограничиваться только рассматриваемыми участками, она «затронет» другие границы, что на данный момент не является приемлемым решением для Армении. Кроме того, для создания такой межгосударственной комиссии необходимо, чтобы страны-участницы имели хотя бы дипломатические отношения; комиссия должна быть создана и действовать на определенной правовой основе, которой в настоящее время нет.

Армения неоднократно подчеркивала, что заявления внешних сил о том, что проблема касается «спорных территорий», недопустимы, поэтому решение проблемы не следует рассматривать как решение вопроса спорных территорий. Следует учитывать приоритетность сохранения территориальной целостности Армении, особенно если в этом участвует главный стратегический союзник Армении.

Ситуация на границе показывает, что Азербайджан совершенно не склонен придерживаться основных принципов соглашения, подписанного 9 ноября 2020 года. Это, прежде всего, срывает переговорный процесс по разблокированию региональных коммуникаций. Согласно указанному соглашению, основой для дальнейших переговоров послужила карта, утвержденная Генеральным штабом СССР в 1975-76 годах, согласно которой, карты, представленные азербайджанской стороной, не имеющие под собой основы, явно фальсифицированы. Кроме того, логика соглашения от 9 ноября противоречит заявлениям Алиева о том, что Армения якобы взяла на себя обязательство предоставить коридор для установления контакта с Нахиджеваном. Ни в соглашениях от 9 ноября 2020 г., ни в соглашениях от 11 января 2021 г. такого пункта нет, речь идет только о разблокировке существующих каналов связи.

Указанные обстоятельства не оставляют места для формирования комиссии по демаркации и разграничению Армении «Азербайджан» в сложившейся ситуации, в этом смысле отказ Армении от предложения о создании комиссии становится обоснованным.