АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Ситуация в Грузии: дело за правильным выбором

В докладе, представленном Службой государственной безопасности Грузии в парламент страны, отмечено, что в 2020 году основными вызовами для Грузии являются «тайные операции, кибервозможности и так называемые попытки использовать инструменты гибридной войны для получения политических, военных, социально-экономических, идеологических и других рычагов воздействия». Другой угрозой, согласно отчету, является «экспансионистская политика Российской Федерации в регионах Черного моря и Кавказа, препятствующая стабильному развитию страны и подрывающая безопасность как Грузии, так и стран региона, а также Европы». 

В отчете говорится об экспансионистской политике России, однако даже косвенно не упоминается о том, кто ведет настоящую экспансию в отношении Тбилиси. Более того, азербайджанские руководство путем фейковых публикаций на сайтах пытается исказить официальный отчет СГБ Грузии и перевести стрелки на Армению, вывесив вымышленную информацию о группировках, якобы создающих в Грузии напряженность между армянским и азербайджанским меньшинствами.  

Не секрет, что Грузия после распада СССР стало постепенно зависеть не только от Запада, но и в экономическом плане — от Турции и Азербайджана. Сказанное справедливо особенно в отношении Аджарии и южных районов Грузии, находящихся в большой зависимости от турецкого бизнеса, что навевает мысль о не столько экономической, сколько политической и демографической направленности действий Анкары по отношению к своему северо-восточному соседу. Турецкое присутствие в Грузии активизировал Михаил Саакашвили в годы своего президентства, хотя его предшественник был категорически против открытия границ. В результате, аэропорт города Батуми является внутренним аэропортом Турции; Грузия наводнилась товарами и предметами потребления из Турции, демонстрируя невысокие темпы по основным показателям промышленности и экономики в целом. По мнению доктора Д. Берулавы, наблюдавшийся в последние годы в Грузии экономический рост имел низкое качество, в частности, он не был связан ни с инновациями и инвестициями в высокотехнологичные отрасли, ни с увеличением числа рабочих мест для грузинского населения (в то время как доля турецких рабочих и служащих непрерывно увеличивается), ни с увеличением количества выпускаемой промышленной и сельхозпродукции. Турецкие энергетические компании строят в Грузии крупные ГЭС, что грозит Тбилиси серьезными экологическими проблемами.  

Азербайджан по темпам экономической экспансии Грузии не отстает от своего «старшего брата», прочно завоевав там не только нишу в сфере услуг и ресторанно-гостиничного бизнеса, но и газа и углеводородов: топливозаправочные станции азербайджанской омпании «SОCAR» можно встретить там почти на каждом углу. Кроме того, в Грузии имеется большая азербайджанская диаспора, влияющая на политическую жизнь страны.

Тбилиси нужно самому решать, консолидировать свое общество и принять правильное решение, объединив свои усилия с Арменией и Европой, и восстановив отношения с Россией, или быть демографически поглощенной Турцией и Азербайджаном. Тогда служба СГБ в Грузии никому не будет нужна.