АНАЛИТИКАОБРАЗОВАНИЕРОССИЯ

Образовательное ведомство в РФ пошло на поводу у бакинских мистификаторов! — российский историк

Тот факт, что Министерство образования России пошло на поводу у азербайджанского посольства и вынуждено было удалить из школьного учебника истории для 9 класса термин «Восточная Армения» является вопиющим и позорным и для научной достоверности, и для российской образовательной системы, и для имперских претензий и амбиций Москвы. Посольство Азербайджана в РФ обвинило авторов учебника (Ляшенко, Волоубуева, Смирнова) в искажении неких исторических фактов и отметило, что в тексте Туркманчайского договора, при описании которого и появляется в тексте термин «Восточная Армения» этого словосочетания не фигурирует. Какое конкретно искажение каких конкретно исторических фактов посольство страны, претендующей на земли всех своих соседей, усмотрело в учебнике для российских школьников, непонятно.

Кому подчиняется министерство образования России — Москве или Баку?

Что же касается употребления термина «Восточная Армения», то он известен миру с IV века нашей эры – после раздела Армянского царства между Римской империей и Персией в 387 году. Так возникла его проримская западная часть под властью царя Аршака III и проперсидская восточная, где правил царь Хосров IV. С тех пор термин употреблялся в огромном количестве источников – часто с детальным перечислением провинций и земель, находившихся в пределах этой территории. В ходе конфликтных взаимоотношений Персии и Османской империи – уже в период позднего Средневековья и Нового времени, старый термин вновь приобрел политическую актуальность, и также использовался, как местными политическими, военными деятелями и дипломатами, так и европейцами, русскими и т.д. Отсутствие его в тексте Туркманчайского договора никаким образом не отменяет самого факта перехода под российскую юрисдикцию именно территорий Восточной Армении, что вполне понятно российскому школьнику, но, как выяснилось, непонятно сотрудникам азербайджанского посольства. Здесь можно многое сказать о тотальной мифологичности мировоззрения и восприятия истории некоторых азербайджанских политических деятелей, руководителей и дипломатов, о наглости их претензий, о попытках написать альтернативную историческую науку с «Древним Азербайджаном», «строителем Кремля азербайджанцем Керемли», «азербайджанскими династиями Персии», «азербайджанским Дербентом» и «азербайджанским Ереваном», но дело не столько в этом, сколько в позиции российской стороны.

Образовательное ведомство в РФ не только не смутила наглая и безграмотная попытка вмешаться во внутренние дела страны и ее системы образования (более того, преподавания своей, российской, истории), оно еще и согласилось пойти на поводу у бакинских мистификаторов! Вместо того, чтобы со смехом напомнить азербайджанским представителем о том, чем кишат учебники истории в их стране, и посоветовать учить своих, азербайджанских, детей в азербайджанских школах именно по ним (с предварительным отъездом с территории России, разумеется) – раз уж не нравятся российские, Минобрнауки РФ пошло у них на поводу! Что это – банальная трусость, нежелание связываться с влиятельным лобби или, наоборот, слишком тесные связи с оным? Сейчас ответить на этот вопрос сложно, но ясно одно – если так продолжится и далее, в российских учебниках истории могут появиться и «Древний Азербайджан», и «азербайджанский Дагестан», и «азербайджанская Грузия», а московский Кремль в XIV веке будет строить азербайджанский архитектор. Все это – чудесные результаты «научных изысканий» азербайджанских «историков», и, почувствовав возможность «продавить» российское Министерство образования, азербайджанские дипломаты не преминут ввести в российскую школьную программу и их. Лед, как говорится, тронулся — вслед за одной уступкой исторической лжи и фальсификации в угоду армянофобским стремлениям Баку, могут последовать и другие – еще более принципиальные и, как мы видели выше, русофобские.

О каких национальных интересах России и ее имперскости может идти речь, если российская история переписывается по первому призыву мелкого и, мягко говоря, не самого влиятельного в мире и далеко не самостоятельного режима Южного Кавказа? С другой стороны, напомню, что Азербайджан – союзник и «брат» государства – члена НАТО Турции, что не мешает российским чиновникам от образования склоняться перед претензиями азербайджанских дипломатов. А ведь у российских границ есть и другие такие НАТОвские союзники с альтернативной историей – к примеру, Украина. Если так пойдет и далее – можно будет и о древних украх почитать российским школьникам! А ведь патриотическое воспитание молодежи – тоже часть функций Министерства образования и науки Российской Федерации…

Мне произошедшая между азербайджанским посольством и Минобрнауки РФ и вылившаяся в итоге на страницы школьного учебника ситуация, как историку видится возмутительной, как педагогу неоправданной, а как гражданину России – постыдной. Убежден, что решение о термине «Восточная Армения» в тексте упомянутой книги должно быть немедленно пересмотрено.

Историк, журналист, публицист, политолог и преподаватель Антон Евстратов специально для Инфотека 24