АЗЕРБАЙДЖАНКУЛЬТУРА

Как азербайджанцы разрушили русскую церковь в Шуши

Гейдар Алиев, президент Азербайджанской Республики:

«Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом»

газета «Зеркало» (Баку), 23 июля 2002 г.

Фуад Ахундов, один из руководителей государственной пропаганды Азербайджана в очередной раз вывалил порцию лжи на читателя газеты «Московский комсомолец» от 8 февраля под названием «В Карабахе установлен памятник нацистскому преступнику и разрушены русские церкви». Стращая читателя заезженными сказками азерпропа о национальном герое Армении Гарегине Тер-Арутюняне (Нжде), — которого он голословно приписывает к пособникам Гитлера (лучше бы рассказал правду про дезертира 1941-го года Гейдара Алиева), — он как бы вторым планом вбрасывает в статью навязчивую ложь о «присвоении и разрушении» армянами русской церкви в Шуши. Между тем, именно азербайджанцы разрушили греко-православный храм Шуши ещё в 1960-е годы.

В Баку и в советское время не скрывали, что в отношении армян Арцаха проводилась политика апартеида. Рамиль Усубов, министр внутренних дел АР, вполне откровенно писал в своей восхваляющей Гейдара Алиева статье в газете «Бакинский рабочий» от 15 мая.1999 года:

«После прихода Гейдара Алиева карабахские азербайджанцы почувствовали себя подлинными хозяевами родного края…Меры, осуществленные благодаря дальновидности Гейдара Алиева, способствовали усилению связей автономной области с другими регионами Азербайджана, благоприятствуя притоку азербайджанцев».

Националистическая политика бакинского руководства отражалась и на Шуше. В середине 1960-х годов в Баку было принято решение снести развалины армянской части города в целях расширения «жизненного пространства» для азербайджанских переселенцев и окончательной ликвидации следов армянского характера Шуши. В этот период снесли остовы трех армянских храмов и сохранившуюся русскую церковь, сровняли с землей несколько расположенных в городской черте армянских кладбищ с прекрасными надгробиями и памятниками

Так, огромная церковь Казанчецоц, или Сурб-Аменапркич (Христа Спасителя), которая до марта 1920 была высотной доминантой города (40 метров высотой), все годы стояла заброшенной и без купола. С целью закрыть ее от обзора, вокруг храма были построены многоквартирные дома.

Армянский храм Святого Иоанна Крестителя в Шуше, он же церковь Канач Жам

Церковь Канач жам, — которую Фуад Ахундов голословно называет «русской православной», хотя на всех дореволюционных путеводителях и фото она фигурирует как армянская, — была превращена в галерею для питья минеральной воды местного санатория; а разобранная до фундамента церковь Мегрецоц была превращена в летний кинотеатр, сценой которого стала алтарная часть храма.

Что касается Греко-православного (русского) храма, то он находился в мусульманской части города, близ татарского рынка и бывшего ханского дворца. Поэтому он уцелел в ходе резни и пожара марта 1920 года. В начале-середине 1960-х, когда руководство АзССР приняло решение о снос е армянской части Шуши, русская церковь была разобрана, а на её фундаменте было построено здание Дома культуры.

Русский храм святого Великомученика Победоносца Георгия

И назывался русский храм «во имя святого Великомученика и победоносца Георгия», а вовсе не Святого Иоанна Крестителя, как о том заученно лжет г-н Ахундов. А церковь Святого Иоанна Крестителя, расположенная в верхней, Армянской части Шуши, – это армянская церковь, иначе ещё именуемая Канач жам.

Чтобы не быть голословными, приводим документ из РГВИА (Российского государственного военно-исторического архива), — фонд 349, опись 44, дело 653 -подтверждающий нашу правоту относительно названия и внешнего вида храма, который не имеет ничего общего с поныне сохранившейся армянской церковью Иоанна Крестителя, которой Ахундов пытается подменить разрушенный его соплеменниками русский храм.

Для сравнения размещаем также два фото: во-первых, русской церкви, до её осквернения и разрушения азербайджанцами. И, во-вторых, вышеупомянутой армянской церкви Св. Иоаннна Крестителя, с ловкостью карточного шулера выдаваемого Ахундовым за разрушенную азербайджанцами более полувека назад русскую церковь Св. Георгия.

В Азербайджане все годы активно фальсифицировалась история Шуши, по заказу официального Баку создавалась новая «летопись» истории города как «центра азербайджанской культуры», «жемчужины Азербайджана». За неимением памятников «азербайджанского зодчества» за оные принимались, например, «Мавзолей Вагифа» в Шуше – уродливое железобетонное сооружение, торжественно открытое лично Гейдаром Алиевым в 1982 году.

Нина Качоровская, экскурсовод из Волгограда вспоминала в письме в газету «Советский Карабах» свою поездку в Шуши в начале 1980-х: «В Шуше нас почти час водили вокруг памятника Вагифу, а когда мы попросили показать армянскую церковь, экскурсовод-азербайджанец заявил, что это не входит в план экскурсии, и отказался показывать дорогу. Пришлось спрашивать у прохожих. Пришли, а церковь стоит почти разрушенная». (из письма в газету «Советский Карабах»; 12 октября.1988 г.)

Очень жаль, что «Московский комсомолец» под «благовидным» предлогом отказался разместить на своих страницах наше опровержение очередной лживой стряпни Фуада Ахундова – достойного продолжателя дела доктора Геббельса.

Александр АНДРЕАСЯН