Очередной блеф Баку о чинимых Ереваном радиоактивных загрязнениях
Институт геологии и геофизики Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) проведет радиоэкологические исследования в сфере оборонной тематики на «освобожденных от оккупации» территориях Азербайджана. Об этом заявил заведующий отделом Института геологии и геофизики НАНА Чингиз Алиев. Он отметил, что одна из этих программ связана с определением и исследованием зон радиоактивного загрязнения с использованием современного оборудования. Он считает, что «армяне подвергли радиоактивному загрязнению земли, находившиеся под оккупацией около 30 лет: отходы Мецаморской атомной электростанции, находящейся на территории Армении, закапывали на территории Агдере (Мартакерта) и Кяльбаджара (Карвачара)».
Азербайджанская сторона не случайно указывает переданный (согласно трехстороннему заявлению глав России, Армении и Азербайджана) Азербайджану Кяльбаджар (Шаумянский район), так как оттуда берут начало 4 крупные реки: Арпан, Воротан, Хачен и Тертер. При этом первые две реки впадают в озеро Севан, что казалось создает условия для умышленного отравления Азербайджаном водных запасов Армении и Нагорного Карабаха. При этом вина за это будет свалена на Армению, мол вы 30 лет хоронили в Карвачаре отходы, которые попали в водостоки.
Однако втекающие в Армению две реки Арпа и Воротан, являются притоками самой большой реки Армении — Аракса, бассейн которого охватывает не только территорию Армении, но и Турции, Ирана и Нахичеванской Автономной Республики. Это означает, что отравив воды Арпы или Воротана, Азербайджан отравит не только нахичеванское население, но и значительные территории на западе Турции и северо-западе Ирана, где кстати тоже проживает тюркоязычное население.
16 октября 2017 года премьер-министром Армении утверждена «Стратегия безопасного управления радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом (ОЯТ), образовавшимся в Республике Армения», актуальность принятия которого (здесь и далее — Стратегия) проистекала из ряда мероприятий, правовых норм и стандартов безопасности МАГАТЭ. Так, согласно пункту 5.2 Стратегии, ОЯТ Мецаморской АЭС хранится непосредственно на территории АЭС в специальных сухих хранилищах, расчетный срок которых составляет 50 лет.
Кроме того, загрузка в реактор ядерного топлива (или выгрузка с последующим транспортированием ОЯТ в хранилище) осуществляется под строгим контролем специалистов из МАГАТЭ и других международных структур, что отражено в отчетах Государственного комитета по регулированию ядерной безопасности. Так что беспочвенные претензии Азербайджана о радиоактивном загрязнении территорий не имеют под собой никаких оснований.